Проблемы и решения
02.08.2005 6 мин на чтение
мин
Чтоб косяком - на биржу!
Госснаба нет, а идеи централизованного снабжения предприятий по-прежнему живут и побеждают. Одна из них - централизовать закупки металла. Не угрожает ли реализация этого замысла монополизацией на рынке металла?...
Госснаба нет, а идеи централизованного снабжения предприятий по-прежнему живут и побеждают. Одна из них - централизовать закупки металла. Не угрожает ли реализация этого замысла монополизацией на рынке металла? Это беспокоит металлоторговые предприятия негосударственного сектора. Насколько серьезны их опасения? За разъяснением мы обратились к заместителю генерального директора концерна "Белресурсы" Игорю РАДЮКЕВИЧУ.
- Концерн "Белресурсы" разрабатывает положение о централизованных закупках, поскольку государство как собственник хочет сделать рынок металлопродукции для мелких и средних предприятий с долей госсобственности прозрачным. Вторая задача - снизить цены на металлопродукцию через укрупнение заказов и получение на них больших скидок. Так видится достижение главной цели - снижение стоимости готовой промышленной продукции, производимой отечественными предприятиями.
"Белресурсы" - это государственный посредник, и сравнение с Госснабом некорректно - у той советской структуры в арсенале ничего не было, а у нас есть рыночная торговая площадка - биржа, куда придут все посредники. Для них государство определило одинаковые правила игры. В результате получим прозрачные котировки, усредненный уровень цен, который принесет значимый экономический эффект стране.
Государство будет отслеживать уровень котировок и в случаях "зашкаливания", спекуляций - вмешиваться. Задача посредников - негосударственных предприятий - предложить на бирже такую цену, чтобы госпредприятия пошли на эту торговую площадку и скорее была сформирована прозрачная рыночная ситуация.
К сожалению, украинские и российские металлурги не стремятся прийти к нам напрямую и создают диллерские сети. Но биржа позволяет им продать "лишний" металл, минуя посреднические сети, выставляя на торги фьючерсные контракты на поставку, планируя свою деятельность на полгода, год.
- Верно ли, что ОАО "Белметалл" (80 % уставного фонда принадлежит государству) получит статус специмпортера?
- Нет. Сохранятся три варианта закупок. Крупные предприятия (МАЗ, БелАЗ), по-прежнему смогут приобретать металл напрямую. Мелкие и средние предприятия, с которыми меткомбинаты не заинтересованы в прямой работе, будут выбирать закупки - на бирже или у основных поставщиков (определенных Минторгом) - организаций концерна "Белресурсы".
- Сегодня государственные металлобазы не входят в число VIP-клиентов меткомбинатов ни России, ни Украины - у них нет финансирования. А задуманное укрупнение заявок потребителей объективно требует больших расходов. Не собирается ли концерн "Белресурсы" решить эту проблему на деньги налогоплательщиков, через госбюджет?
- Мы - коммерческая организация и получим обычный коммерческий кредит. Нам поручено изыскать средства, чтобы иметь возможность предоставлять госпредприятиям отсрочку платежей. Не секрет, что многим отечественным предприятиям нужен товарный кредит. Поэтому мы работаем с Национальным банком, коммерческими банками, договариваясь о предоставлении нам оборотных средств, кредитов, чтобы мы могли выполнить обязательства перед предприятиями по поставке металлопродукции.
- Известно, что первоначально вы рассчитываете привлечь 28 млн. USD. На что хватит этих денег?
- Ориентировочно - на покупку 50 тыс. т металла. Десятикратный оборот этих денег позволяет за год купить около 500 тыс. т металла. Дай Бог, чтобы основные поставщики этот объем смогли осилить, это - треть годового импорта. Примите во внимание, что мы будем удовлетворять потребности только тех, кто не может купить прокат напрямую или на бирже.
- Что изменится в отношениях "Белметалла" и региональных государственных металлобаз?
- "Белметалл" мы рассматриваем как головное предприятие по разработке стратегии.
Объединяются финансовые силы металлобаз для укрупненных закупок. Металлурги разговаривают с покупателем лояльно, когда видят перед собой объединение, а не 6-7 субъектов, которые разрозненно договариваются взять по вагончику металла. В лице головного предприятия мы интересны любому меткомбинату как крупный, оптовый покупатель. Поэтому наша задача - стратегическое развитие на принципах холдинга мощного централизованного управления, единых правил поведения на рынке, единой ценовой политики для достижения главного эффекта: чтобы покупатель приобретал сырье по минимальным ценам.
За прошлый год государственные металлобазы нарастили поставки вдвое, в то же время закрылось много негосударственных металлоторговых предприятий, поскольку рынок сжимается. На протяжении последних лет цены росли, а маржа прибыли уменьшалась, прежней суперрентабельности в этом бизнесе нет. Многие негосударственные трейдеры ушли на более рентабельные рынки. В отличие от них государственные металлобазы не могут уйти в другие бизнесы - в силу специализации и созданной инфраструктуры.