$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ЧТО ЗАПРЕЩЕНО И РАЗРЕШЕНО

22.08.2014

В Минторге разъяснили некоторые вопросы применения нового Закона от 8.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».

Ряд статей Закона № 128-З вводит ограничения для крупных игроков на рынке розничной торговли и общественного питания (имеются в виду объекты свыше 3000 м2), а также торговых сетей (два и более объекта). В частности, данный Закон запрещает владельцам крупных магазинов и торговых сетей понуждать поставщика забирать обратно «просрочку» — продукты, которые магазины не смогли продать до истечения срока годности, а также включать подобные требования в договоры поставки.

При этом у субъектов хозяйствования возникают вопросы:

– возможен ли в настоящее время возврат поставщику продовольственных товаров с истекшим сроком годности, а также по другим причинам?

– как следует поступать с продуктами, которые возвращались предприятиям-производителям (поставщикам) до вступления в силу Закона № 128-З?

Пунктом 3 ст. 26 Закона № 128-З устанавливается запрет на понуждение поставщика продовольственных товаров к заключению договоров по приобретению продовольственных товаров, срок годности которых истек. Однако добровольное заключение таких договоров не будет являться нарушением запрета, установленного этой нормой, говорится в ответе заместителя министра торговли Ирины Наркевич, опубликованном на сайте Минторга.

Заместитель министра также обратила внимание, что п. 3 ст. 26 Закона № 128-З запрещает возврат поставщику продуктов, не проданных магазинами по истечении определенного срока, когда оговоренный для этого в договоре поставки срок истек. При этом согласно п. 2 ст. 34 Закона № 128-З в договорах, заключенных до вступления в силу Закона, нет необходимости исключать положение о возврате товара с истекшим сроком годности.

Чтобы не было давления со стороны розничных сетей на поставщика, особенно производящего продукцию (фермера, изготовителя), вводится ряд запретов и ограничений, применяемых при заключении договоров поставки продовольственных товаров. Если раньше владелец крупного магазина или торговой сети мог (и активно этим пользовался) включать в договор поставки плату за разгрузку транспорта, приемку товаров, подготовку товаров к продаже, фасовку, выкладку в торговом зале и т.п., то теперь на это в Законе № 128-З содержится прямой запрет. Запрещено также включать в договор поставки услуги, связанные с продвижением товара, например, рекламы, маркетинга.

В этой связи у субъектов торговли, изготовителей и поставщиков стали возникать вопросы о торговых премиях, например, за поставку большой партии товаров.

Допускается ли включение в договоры поставки продовольственных товаров бонус-премии за увеличение объема продаж (объем поставок), поддержание широкого ассортимента товара поставщика и торгового запаса для бесперебойной торговли, а также эффективное представление товара поставщика, рекомендации и консультации конечных покупателей о видах, качестве и применении товара поставщика?

И.Наркевич пояснила, что бонусы, рекламу товара и другие подобные услуги поставщик и владелец магазина или сети могут оговорить в отдельных договорах. Субъект торговли и поставщик товаров имеют право заключить одновременно договор поставки и договор об оказании услуг (рекламных, маркетинговых), в т.ч. и соглашение (договор) о выплате торговой премии.

При этом за все торгово-технологические операции (разгрузку и выкладку товаров, их продажу и др.) требовать с поставщика какие-либо вознаграждения магазины не имеют права не только в договоре поставки, но и в других гражданско-правовых договорах.