Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Консультации
12.04.2002 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЧТО В БЮДЖЕТ ПОПАЛО... или Как возместить ущерб из казны?

В ВЫСШИЙ хозяйственный суд Республики Беларусь обратилось перерабатывающее предприятие "В" Гродненской области с исковым заявлением о взыскании с бюджета Республики Беларусь определенной суммы. Истец указывает, что от российского предприятия "А" в а...

В ВЫСШИЙ хозяйственный суд Республики Беларусь обратилось перерабатывающее предприятие "В" Гродненской области с исковым заявлением о взыскании с бюджета Республики Беларусь определенной суммы.

Истец указывает, что от российского предприятия "А" в адрес "В" была поставлена пшеница продовольственная. Постановлением начальника РОВД одного из районов Гродненской области пшеница изъята в доход государства на основании подпункта 1.22 Декрета Президента от 4.08.97 г. N 14 "О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений", согласно которому приобретенные или реализованные в нарушение установленного порядка (без наличия сопроводительных документов или документов, подтверждающих качество продукции, а также при наличии не соответствующих действительности документов) товарно-материальные ценности подлежат изъятию.

Решением комиссии при исполкоме по работе с имуществом, обращенным в доход государства, указанная продукция была передана на переработку с последующим перечислением средств в республиканский бюджет. Правопреемник прав и обязанностей предприятия "А" предприятие "С" обжаловало постановление начальника РОВД в хозяйственный суд Гродненской области, который признал постановление недействительным.

В соответствии с договором уступки требования предприятие "С" уступило право требования, вытекающее из договора, иностранному предприятию "Д", которое обратилось в Высший хозяйственный суд Республики Беларусь с иском о взыскании задолженности. Решением ВХС по делу с истца (предприятия "В") была взыскана сумма задолженности.

Таким образом, указывает истец, с него была взыскана двойная сумма за пшеницу -- в доход республиканского бюджета и предприятию "Д".

Неоднократные обращения истца в государственные органы о возврате денежных средств результатов не дали.

Истец просит возместить причиненный вред за счет казны Республики Беларусь и взыскать его с Министерства финансов. Однако ВХС предприятию "В" в иске к Министерству финансов о взыскании денежных средств отказал. Истец, что называется, не там искал деньги, поскольку Минфин не является надлежащим ответчиком.

КАК ИЗБЕЖАТЬ подобных ситуаций? Разберем последовательность действий предприятия.

Согласно ст.940 Гражданского кодекса Республики Беларусь в случаях, когда в соответствии с ГК и иными актами законодательства причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Республики Беларусь, казны административно-территориальной единицы, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п.3 ст.125 ГК эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

На какие же другие органы может быть возложена обязанность по возмещению причиненного вреда? Согласно Положению о департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (утв. Указом Президента от 2001-11-13 г. N 660) департамент занимается деятельностью по организации учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного, а также конфискованного или обращенного в доход государства иным способом. Одна из задач департамента -- взаимодействие с государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством производить изъятие, арест или обращение в доход государства имущества иным способом по вопросам, относящимся к компетенции департамента, а также осуществление руководства комиссиями по работе с имуществом, обращенным в доход государства, контроль за исполнением их решений и накопление на транзитном бюджетном счете департамента денежных средств, полученных от реализации или иного использования обращенного в доход государства имущества, принятие необходимых мер по обеспечению поступления таких средств.

Возврат денежных средств, полученных от реализации имущества, в случае отмены решения государственного органа, на основании которого это имущество было обращено в доход государства, осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке зачисления в доход республиканского бюджета и возврата денежных средств от реализации обращенного в доход государства имущества (утв. постановлением департамента по гуманитарной деятельности N 27од, Министерства финансов N 25, Министерства юстиции N 4, Государственного налогового комитета N 28, Государственного таможенного комитета N 13 от 2001-03-13 г.).

Возврат денежных средств, полученных от реализации имущества, осуществляется заинтересованному лицу департаментом со специального бюджетного счета департамента в двухнедельный срок после предъявления требования о возврате. Основанием для возврата денежных средств, полученных от реализации обращенного в доход государства имущества, являются решение компетентного органа об отмене ранее вынесенного решения об обращении имущества в доход государства и заявление заинтересованного лица. При этом сумма денежных средств, подлежащая возврату из бюджета за реализованное имущество, определяется в указанном решении. Заявление предъявляется заинтересованным лицом соответствующей комиссии по работе с имуществом, обращенным в доход государства. Срок предъявления заявления -- шесть месяцев со дня извещения этого лица об отмене ранее вынесенного решения.

Порядок и условия реализации права субъектов хозяйственной деятельности на возмещение ущерба, нанесенного им незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, определены Положением о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц (утв. постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16.06.93 г. N 2415-ХII).

Пунктом 9 этого Положения установлено, что ущерб возмещается непосредственно органом государственной власти или управления, своими действиями (бездействием) нарушившего законные права субъекта хозяйственной деятельности. При невозможности возместить этим органом ущерб он возмещается за счет республиканского или местного бюджета.

ОБРАЩАЮ внимание, что право субъектов хозяйственной деятельности на возмещение ущерба, нанесенного им незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, подлежит защите в течение одного года с момента возникновения права на иск. При этом ущерб может быть возмещен не более чем за один год, предшествующий подаче заявления в хозяйственный суд.

Таким образом, истец (предприятие "В") должен был уточнить исковые требования к каждому из вышеназванных ответчиков: к департаменту по гуманитарной деятельности о возврате из республиканского бюджета уплаченной суммы за пшеницу; к РОВД о взыскании ущерба (с учетом понесенных убытков).

Кроме того, замечу, что в соответствии с п.17 ст.4 Закона "О государственной пошлине", освобождаются от уплаты государственной пошлины истцы по искам к налоговым и финансовым органам о взыскании в их пользу сумм из бюджета, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб по таким делам. Поэтому при предъявлении иска к департаменту по гуманитарной деятельности, несмотря на то что его средства аккумулируются на специальном бюджетном счете, уплата государственной пошлины обязательна.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений