Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что такое телекомьютинг?

С развитием IT-индустрии обнаружилось, что в некоторых случаях установить сотруднику дома компьютер, отправлять задания по электронной почте и оплачивать связь дешевле, чем содержать рабочее место в офисе...
С развитием IT-индустрии обнаружилось, что в некоторых случаях установить сотруднику дома компьютер, отправлять задания по электронной почте и оплачивать связь дешевле, чем содержать рабочее место в офисе. Такая форма организации труда в развитых странах становится довольно распространенной. Называют ее телеработа.

Это определение принадлежит Джеку Ниллесу, пропагандирующему ее в США. Причем он различает термины "телеработа" и "телекомьютинг". Телеработники могут выполнять работу, находясь в тысячах километров от работодателя, а телекомьютинг -- более локальное явление. Предполагается, что телекомьютер находится на досягаемом расстоянии от работодателя и в принципе может ездить каждый день в офис, если в этом есть необходимость.

Распространение телекомьютинга в стране зависит от двух факторов -- уровня развития информационной экономики и инфраструктуры IT, объясняет Д.Ниллес. Телекомьютеры -- это прежде всего информационные работники. В США, где больше всего распространена такая практика, каждые три из пяти работников относятся к информационной сфере и каждый пятый -- телекомьютер.

Развитые страны уже определили выгоды этой системы. Например, подсчитано, что если от 10 до 20% работающих в США переключатся на телеработу, то ежегодно будет сэкономлено около 23 млрд. USD, 1,8 млн. т загрязнителей не будет выброшено в воздух, более 13 млн. т горючего не будет сожжено автомобилями, 3 млрд. часов не будет "убито" на дорогу с работы и на работу. Исключаются непроизводительные потери рабочего времени из-за плохой погоды, болезней и проблем с транспортом. Компания ReNet (Лондон), специализирующаяся на консультациях по вопросам телеработы, подсчитала, что сотрудник, который приносит предприятию прибыль 100 USD в час, повысил бы доход еще на 10 тыс. USD в год, если бы мог работать дома те два часа в неделю, которые он теряет в дорожных пробках.

При дистанционной работе люди иногда работают меньше по времени, но более производительно и могут организовать свой труд так, как им удобно. Неудивительно, что в условиях, когда у компаний нет ресурсов для повышения зарплат и премий, западные консультанты рекомендуют телекомьютинг или гибкий график как незатратный и при этом эффективный инструмент мотивации. Опрос 1000 американцев показал, что 36% из них, выбирая между высокой зарплатой и телекомьютингом, предпочитают последнее.

В постсоциалистических странах эта форма пока не нашла распространения. Например, в Польше к телекомьютингу подходят довольно скептически хотя бы потому, что многие вопросы организации труда не урегулированы законодательно и непонятно, на каких принципах работодатель может принять телеработника. Правда, такие проблемы возникают и в странах Запада. Поэтому довольно распространена практика регулировать их распоряжениями и приказами руководителей организаций.

В России эта форма только начинает внедряться, и рост внимания к ней связан с падением тарифов на телекоммуникационные услуги. Руководство одной информационной компании, когда перед ней встала задача расширения и уже не хватало производственных площадей, рассудило, что поскольку сотрудникам для работы нужны только компьютер и телефон, то можно перевести их на телекомьютинг. Дополнительные расходы на содержание офиса не понадобились.

Больше всего потенциальных телекомьютеров -- среди компаний, специализирующихся на редакционно-издательской деятельности, дизайне, рекламе, переводах, информационно-справочном бизнесе.

Но внедрить такую форму работы решаются немногие. Главная проблема -- руководители психологически не готовы к тому, чтобы штатные сотрудники трудились дома. Ведь в комьютинге важен только конечный результат работы и невозможно контролировать людей постоянно. Часто компании не доверяют своим служащим и поэтому не хотят оплачивать связь, боясь злоупотреблений.

Кроме того, есть здесь и еще один фактор. Большой офис создает впечатление значимости компании, это ее имидж, образ команды, что для работы с крупными клиентами зачастую имеет большое значение. Вот почему иной раз виртуальные компании возвращаются к традиционным формам работы.

Надо отметить, что та свобода, которую обеспечивает телеработа, устраивает не всех. Некоторые чувствуют себя одинокими вне товарищеского общения. Кроме того, существуют "трудоголики", для которых отсутствие необходимости ежедневно ходить на службу -- проблема. Другим телеработа не подходит потому, что их отвлекают дети, соседи или начальники, которые звонят в любое время суток. Поэтому эксперты скептически относится к прогнозам, что половина трудоспособного населения развитых стран в ближайшее десятилетие перейдет на телеработу.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений