$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ЧТО СТОИТ ЗА МОДНЫМ СЛОВОМ ©

04.01.2013

В последнее время в Беларуси часто говорят о венчурных инвестициях. Если бы каждое упоминание о них сопровождалось перечислением в какой-то фонд хотя бы небольшой суммы, то, вероятно, их хватило бы, чтобы профинансировать несколько инновационных проектов. А вот в нормативных актах это понятие хоть и присутствует, но специального правового регулирования так и не удостоилось.

Максим ЗНАК,

директор компании «ЮрЗнак»

В актах законодательства около 6 тысяч раз употребляется слово «инвестиции», около 3 тысяч раз — «инновации», и 83 раза — венчур. Однако хотя с 1996 г. в национальных программах и стратегии устойчивого развития постоянно подчеркивается важность создания венчурных фондов и привлечения венчурного капитала, каких-либо существенных законодательных реформ в данной сфере не проводилось.

Словосочетание «венчурная организация» не ново. Оно использовано в качестве определения одного из субъектов инновационной инфраструктуры еще в Указе Президента от 3.01.2007 № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры». Но несмотря на присвоение такого статуса, роста активности в области венчурного финансирования так и не произошло, возможно, потому что не предполагался режим особого правового регулирования.

С февраля 2013 г. вступит в силу новый Закон от 10.07.2012 г. «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон), содержащий ряд важных определений. Исходя из них:

инновацией является любая деятельность по преобразованию новшества в новую либо усовершенствованную продукцию, услугу, технологию и т.п.;

инновационным проектом считается комплекс работ по такому преобразованию;

венчурным считается любой инновационный проект, финансируемый венчурной организацией;

венчурной организацией является коммерческая организация, зарегистрированная в особом порядке в качестве субъекта инфраструктуры поддержки предпринимательства и имеющая предметом своей деятельности финансирование венчурных проектов.

Анализ этих понятий позволяет прийти к выводу, что все они являются производными от определения «новшество», которым согласно Закону признается результат интеллектуальной деятельности (новое знание, техническое или иное решение, экспериментальный или опытный образец и др.), обладающий признаками:

новизны по сравнению с существующими аналогами для определенного сегмента рынка;

практической применимости;

способный принести положительный экономический или иной полезный эффект при создании на его основе новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новой услуги, нового организационно-технического решения.

Столь широкая формулировка влечет потенциально широкое толкование и всех производных определений. Графически взаимосвязь и взаимообусловленность всех перечисленных понятий можно представить в виде схемы:

При отсутствии критерия оценки значимости и достаточной полезности вводимого новшества легальное определение инновации является слишком широким, а понятие венчурной организации — слишком узким, ибо оно распространяется лишь на субъектов, выполнивших указанную процедуру. Вдобавок ситуация осложняется тем, что в законодательстве существуют иные подходы к определению «инновационности» продукции (например, для целей предоставления статотчетности), которые также не идеальны.

Недостатки дефиниций способны завести в «ловушку легальных определений» все призывы прогрессивно реформировать законодательство о венчурных инвестициях: предоставленные стимулы будут использованы неэффективно, т.е. воспользоваться ими смогут не совсем инновационные проекты.

Исправить ситуацию можно, изменив определения. Однако корректировать только что принятый и еще не успевший вступить в силу нормативный акт — занятие бесперспективное. Как известно, согласно Закону «О нормативных правовых актах» пересмотр законодательных актов допускается, как правило, не ранее чем через год после вступления их в силу.

Другой вариант решения проблемы — введение в законодательный оборот нового понятия и наделение его критериями, необходимыми и достаточными для проектов, «заслуживающих» господдержку.

Очевидно, что не каждый инновационный проект вправе рассчитывать на дополнительные льготы со стороны государства. Такие привилегии должны быть введены только для перспективных и потенциально сверхприбыльных проектов, которые тем не менее без господдержки могут не быть реализованы.

Представляется, что венчурными проектами, развитие которых необходимо дополнительно стимулировать, являются проекты, в достаточной степени обладающие в совокупности тремя характеристиками:

1) доходность;

2) рисковый характер;

3) инновационность.

При этом сочетания любых двух из этих характеристик недостаточно для отнесения проекта к венчурному и не может служить основанием для разработки специальной системы стимулирования подобных проектов.

Так, доходные инновационные проекты, не предполагающие существенного риска, могут быть легко поддержаны с помощью существующих финансовых институтов; рисковые, но неприбыльные (например, социальные инновации, фундаментальные исследования) вряд ли представляют интерес для инвесторов даже при наличии каких-то дополнительных стимулов. А рисковые высокодоходные проекты, не предполагающие инновационную составляющую, в которых в меньшей степени создается ценность и формируется реальная добавленная стоимость, не имеют оснований претендовать на стимулирование.

Зарождаясь на стыке трех названных характеристик, венчурный проект по мере своего развития переходит в другие сегменты. Каждый успешный венчурный проект теряет критерий рискованности и переходит в категорию доходного инновационного продукта. С течением времени инновационная составляющая может быть утеряна в связи с общим развитием уровня техники, однако проект может сохранить доходность. Целью развития системы венчурного инвестирования является поддержание венчурных проектов именно на первой стадии, то есть тогда, когда рано судить о достаточной степени доходности и успешности в инновационности проекта, однако уже очевидна его рисковая природа.

В заключение отметим, что прежде чем вводить специальные стимулы для венчурных инвесторов, стоит подумать, в какие проекты следует в первую очередь привлекать инвестиции. Для этого необходимо разобраться с понятиями. Представляется, что наиболее простым выходом для стимулирования проектов, обладающих рядом необходимых характеристик и составляющих лишь небольшую часть проектов, подпадающих под определение «инновационных», будет введение нового понятия «рисковый инновационный проект». При его введении и раскрытии появится простой правовой механизм для введения и распространения льгот только для проектов, обладающих в совокупности тремя характеристиками: существенной долей технологической инновационности, значительным уровнем риска, высоким уровнем ожидаемого дохода.