$

2.4826 руб.

2.9240 руб.

Р (100)

3.4226 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Мнения

Что скрывается за электромобилем? Мнение дилетанта

05.06.2021

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды

 

Электромобили уже стали реальностью нашей повседневной жизни. Этот факт я отчетливо осознал неделю назад в обычном, покрытом пылью и застаревшими брызгами моторного масла гродненском автосервисе, когда с подъемника беззвучно съехал большой джип.

Я, хозяин своей любимой «Нивы 2131», водитель с 40-летним стажем, проникнувшись этой интригующей беззвучностью, подошел к черной «Тойоте» и прочитал: hybrid. А потом с владельцем респектабельного автомобиля мы вместе стояли в кассу. Ремонт электромобиля (не будем цепляться к терминам) стоил 47 рублей, «Нивы» – 21 рубль. И не важно, кто и что конкретно ремонтировал и за какие деньги. Главное, что моя «Нива» из прошлого века прозаично стояла рядом со своим потомком из века XXI, а я осознал, что «НИВА» – это последний автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в моей судьбе. Буднично так осознал.

9 апреля текущего года постановлением Совмина № 213 была принята Комплексная программа развития электротранспорта на 2021–2025 годы. Ее целью является создание новой области экономического роста Беларуси на основе стимулирования производства электротранспорта и условий для увеличения количества используемых транспортных средств на электрической тяге, расширения инфраструктуры электротранспорта и минимизации негативных влияний на экологию.

Программой запланирована реализация ряда мероприятий, среди которых – создание опытного экспериментального производства средств электротранспорта; разработка государственных стандартов в этой области, улучшение условий кредитования приобретения электромобилей, реализуемых официальными дилерами физическим лицам на территории Беларуси; освобождение участников дорожного движения на электромобилях от взимания платы за пользование парковками, находящимися в коммунальной собственности, и др.

Все правильно и благозвучно. Особенно на фоне заявления генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша о том, что температура Земли в 2020 г. поднялась до рекордно высокой отметки. «Прошлый год стал еще одним беспрецедентным периодом экстремальных погодных и климатических катаклизмов. Концентрация углекислого газа снова поднялась до нового максимума – на 148% выше доиндустриального уровня. Это самый высокий уровень за 3 миллиона лет. Тогда температура Земли была на 3 градуса выше, а уровень моря – примерно на 15 м».

Однако холодная и дождливая весна 2021 г. побуждает меня, недоверчивого белоруса, воспринимать подобные заявления как некие абстрактные сентенции и самостоятельно размышлять о причинах неизбежного ухода в прошлое автомобилей с ДВС.

 

Начнем с экологии.

Действительно ли широкое внедрение электромобилей улучшит экологическую ситуацию в нашей стране и в мире в целом?

 

То есть то, о чем громогласно вещает 18-летняя шведская барышня Грета Тунберг, которая в прошлом же году была номинирована на Нобелевскую премию мира «за вдохновляющие и растущие политические требования в отношении неотложных климатических мер». 

Но специалисты знают, что переход на электродвигатели никак не связан с заботой об экологии или нашей возросшей сознательностью. Расчеты показывают, что средний такой автомобиль менее экологичен, чем средний автомобиль с ДВС. При этом человечество все равно идет этим путем. Почему? Один из топ-менеджеров ведущего автомобильного концерна откровенно заявил: «Электромобили – это не забота об окружающей среде и чистом воздухе. Это способ передела автомобильного рынка. Китайцы понимают, что никогда не обгонят Европу или Японию в плане наработок в области ДВС или трансмиссий, поэтому пытаются перепрыгнуть это и стать во главе электроэры». Китайский рынок электромобилей сегодня является самым большим и быстрорастущим (более половины всех электрокаров продается именно там). Правительство КНР оперативно оценило свои возможности стать мировым лидером на автомобильной арене и поддерживает локальных автопроизводителей путем субсидий и разнообразных льгот. В Китае зарегистрировано более 400 компаний по производству электромобилей. К ним относятся как традиционные отечественные производители автомобилей (такие как Geely, Dongfeng и Chery), так и недавно созданные и быстрорастущие компании (такие как NIO, LiAuto и XPeng).

Вероятно, только сама Грета Тунберг и ее фанаты полагают, что люди добывают электроэнергию прямо из розетки. Проведем несколько несложных расчетов. Чтобы заправить батарею технологичной Теслы, нужно затратить 100 кВ/ч. Две трети мировой энергетики держится на теплоэлектростанциях. Чтобы получить электричество, нам требуется что-либо сжечь. Нужное для зарядки электромобиля количество энергии выделяют 12–13 кг каменного угля или 11–12 л бензина. Но это чистая математика. Реальный коэффициент полезного действия ТЭЦ – в районе 40%. То есть для получения требуемой энергии нам уже нужно 32 кг угля или 30 л бензина. Теперь следует передать выработанную электроэнергию к розетке в гараже вашего дома или зарядной станции «Маланка». Потери при передаче электроэнергии на наших изношенных электросетях могут достигать 50%.

«Пропускная способность эксплуатируемых распределительных электрических сетей 0,4–10 кВ ограничивает более широкое использование электрической энергии в бытовом электропотреблении, что уже сейчас не позволяет удовлетворить в полном объеме заявки граждан, заинтересованных в использовании электрической энергии для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления», – говорится в программе развития электроэнергетики и газификации населенных пунктов Республики Беларусь на 2021–2025 годы.

 

Получается, чтобы заправить батарею Теслы, уже нужно 60 л бензина в эквиваленте. Полностью заряженной батареи автомобиля нам хватит в идеале максимум на 400 км, а это означает, что наш суперэлектромобиль будет потреблять 15 л бензина на 100 км! Просто это потребление топлива произойдет не во время самой езды, а раньше, на ТЭЦ.

 

И это еще не все. При полном цикле производства электромобиля угарного и углекислого газа выделяется на четверть больше, чем при производстве обычного автомобиля с ДВС. Одна тесловская батарея – это 67 кг кобальта, 69 кг никеля, 24 кг меди, 14 кг лития. И минус 10 т чистой природной среды. Добыча и первичное обогащение этих металлов (без соблюдения каких-либо мер безопасности, в т.ч. руками детей) за 10 лет превратили провинцию Катанга Республики Конго в мертвую планету с вырубленными лесами, загрязненными реками, отравленными землями и навсегда разрушенной экосистемой. Такова плата за снижение выбросов в атмосферу электрокарами. И это при том, что доля электрокаров пока не превышает 1% в мировом автопарке.

 

Электромобили появились гораздо раньше, чем автомобиль с ДВС

Еще в 1828 г. венгерский изобретатель Аньош Йедлик смастерил передвигающуюся на электрической энергии тележку. Следовательно, их массовому распространению мешает не конспирологический заговор, а целый комплекс генетических недостатков.

Однако сегодня человечество все равно вынуждено делать электрокары. При текущем потреблении энергоресурсов разведанных запасов нефти нам хватит лет на сорок, газа – на шестьдесят. А вот каменного угля – на 270 лет. К тому же нефть и газ нужны для производства пластика. Еще Дмитрий Иванович Менделеев первым предсказал, что в будущем нефть не останется лишь топливом, а превратится в основу всей химической промышленности. Со школьной скамьи нам известен его афоризм: «Сжигать нефть – все равно что топить печку ассигнациями». Получается, чтобы кататься на энергии пока еще имеющегося каменного угля, нам нужны электрокары. Электромобиль как агрегатор позволяет нам использовать энергию, получаемую из различных источников: каменного угля, возобновляемых (солнечная энергия, ветрогенераторы, гидроэлектростанции), АЭС.

Разумеется, что по мере развития технологий через какое-то время человечество найдет варианты ухода от массового сжигания ископаемых источников энергии. Но в настоящее время массовый переход на электрокары в своей основе не имеет никакого отношения к защите окружающей среды. В основе такого шага лежат исключительно экономические причины и интересы одной из ведущих экономики мира – Китая.

 

А как же экология и проблемы изменения окружающей среды?

Неужели все так печально? Электрокары, автопилоты и т.д.? Выход видится в одном направлении – в развитии систем общественного транспорта на электрической тяге, что и делает наше правительство. Или перефразировании лозунга великого комбинатора Остапа Бендера, сказанного им на митинге, посвященном автопробегу по маршруту Москва – Харьков – Москва в городе Удоеве: «Теперь я и сам вижу, что автомобиль – не роскошь, а средство передвижения». Индивидуальный автомобиль в городских условиях, прежде всего мегаполисов с их пробками, отсутствием стоянок и паркингов, становится средством роскоши, социального статуса. К примеру, как владение верховой лошадью, что было обыденной вещью в веке XIX, стало привилегией очень состоятельных людей в наши дни. На такси в Минске ездить выгоднее и удобнее, чем на личном автомобиле.

 

Время, в которое мы живем, – это окончание золотого века владения индивидуальными автомобилями и мотоциклами. И нужно получить от этого максимальный драйв. Никакая автоматика и электроника не заменят удовольствия от ветра в лицо, ощущения дрожащего руля, рева двигателя при движении по проселочным дорогам и бездорожью.

 

 

Автор публикации: Олег Давыдюк


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное