$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Что сделано и к чему стремимся

08.12.2009

Современные глобальные вызовы вынуждают белорусское общество приложить дополнительные усилия для повышения конкурентоспособности нашей экономики. Традиционно активную позицию в этих вопросах занимают бизнес-союзы и отраслевые организации, многие из которых в последние годы объединились в рамках Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» (Союз «КПП(Н)». Оценить принимаемые в стране меры, выразить консолидированное мнение мы попросили председателя союза Анатолия ХАРЛАПА.

— Анатолий Дмитриевич, чего, на ваш взгляд, уже удалось достичь в совместной работе с правительством и на чем следует сосредоточить дальнейшие усилия?

— На фоне мирового кризиса совершенствование условий хозяйствования приобретает особую актуальность. Это важно как для закрепления некоторого оживления промышленности, нарастания экспорта, выручки и рентабельности, снижения запасов готовой продукции на складах, сокращения доли убыточных и низкорентабельных организаций, так и для устранения имеющихся негативных явлений. Темпы роста производства еще выше темпов поступления выручки от реализации продукции, затоваренность складов в отдельных отраслях превышает два и более среднемесячных объема выпуска. Больше половины предприятий не имеет в достаточном размере собственных оборотных средств. Пока растет просроченная задолженность по кредитам и займам. Имеет место неполная загрузка производственных мощностей.

В этом году Республиканской ассоциацией предприятий промышленности «БелАПП» — головной организацией Союза «КПП(Н)», а также его другими членами, в том числе областными союзами нанимателей, неоднократно вносились в правительство и функциональные ведомства предложения. Около 70 предложений с обоснованиями были направлены на минимизацию последствий мирового кризиса, определение условий хозяйствования в посткризисный период и либерализацию экономики республики.

Часть уже реализована в виде нормативных правовых актов. Так, произошла реформа контрольной деятельности в стране, хотя на наш взгляд, серьезной проблемой по-прежнему остается несоответствие штрафных санкций и иных форм ответственности степени совершенного правонарушения, что не самым лучшим образом сказывается на условиях ведения бизнеса. В значительной степени усовершенствованы арендные отношения. Предприятия смогли свободней вздохнуть после того, как им разрешили осуществлять авансовые платежи по импорту в пользу нерезидентов за счет дивидендов, займов, процентов по валютным депозитам и других аналогичных источников. В условиях дефицита оборотных средств и неподъемных ставок по кредитам это улучшило финансовое положение предприятий.

Длительное время с участием бизнес-союзов шла работа, и вот, наконец, создана нормативная база для развития экспортного лизинга. Предоставлены налоговые преференции экспортно ориентированным предприятиям и лизинговым компаниям при продвижении ими товаров отечественных производителей на внешние рынки. Большие надежды мы связываем с деятельностью Белорусской лизинговой компании, а также с реализацией договора между нашим правительством и Сбербанком России о выдаче льготных кредитов на покупку субъектами РФ белорусской техники. Как ожидается, предоставляемая при этом отсрочка платежей на 5–7 лет и компенсация части процентов по банковским кредитам значительно укрепят конкурентные преимущества на важном для наших производителей рынке. Указанные нормы, особенно в условиях кризиса, приобретают актуальность и для выхода с нашей продукцией на новые рынки.

— Кстати, весьма сомнительной оказалась эффективность одного из инструментов развития экспорта, а именно реализация Указа от 25.09.2009 № 477, давшего льготы предпринимателям-экспортерам.

— Я бы так не сказал, хотя есть свои сложности. Предоставленные Указом № 477 налоговые и другие льготы еще не привели к массовому вовлечению ИП в экспорт отечественной продукции. По нашим данным, сейчас такой деятельностью занимаются порядка 40 предпринимателей в каждой области.

Не все предприниматели пока готовы рискнуть оставить свои места на рынках и ринуться в новую для многих сферу. Ведь поскольку ИП нельзя привлекать наемных лиц, не являющихся близкими родственниками, закрыть сразу два направления (работать на экспорт и сохранить место на рынке) не получается. Приходится выбирать либо первое, либо второе. Некоторые бизнес-союзы считают, что это серьезный довод, чтобы вновь разрешить предпринимателям использовать наемный труд, хотя бы на срок действия Указа № 477.

Впрочем, на наш взгляд, весомый вклад в наращивание белорусского экспорта могли бы внести не только ИП, но и малые и средние предприятия. Поэтому мы инициируем создание для них более льготного режима и надеемся, что уже в ближайшее время для экспортеров, применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих НДС, ставка налога будет уменьшена до 3%.

Кроме того, повысить конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках смогло бы создание экспортно-импортного банка Республики Беларусь, целью которого явилось бы не получение им прибыли, а рост экспортного потенциала национальной экономики, валютной выручки, повышение рентабельности предприятий-экспортеров. Сейчас разрабатывается концепция работы такого банка, проекты его учредительных документов, с тем чтобы этот механизм можно было запустить с 2011 г.

— Одним из наиболее распространенных в мире антикризисных инструментов стало уменьшение налоговой нагрузки. Вместе с тем в нашей стране налоговая реформа (возможное повышение НДС взамен сокращения некоторых налогов и сборов) вызвала немалую полемику. Какой позиции придерживаются члены Союза «КПП(Н)»?

— Мы позитивно оцениваем предпринимаемые шаги по снижению налоговой нагрузки и намерения с 1 января следующего года отменить сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, местные налоги из прибыли, налог на приобретение автомобильных транспортных средств, повышающие коэффициенты по налогам на недвижимость и землю. В то же время бизнес-сообщество не приветствует возможный рост ставки НДС на 2%. И хотя, по расчетам Минфина, такое увеличение нивелирует выпадающие доходы госбюджета за счет отмены вышеуказанных налогов, это одновременно создаст дополнительный дефицит оборотных средств и не приведет к существенному снижению налоговой нагрузки. Соответственно антикризисный эффект от такой реформы может оказаться малоэффективным, это также не будет способствовать выходу предприятий на прогнозные показатели Программы социально-экономического развития страны на 2006–2010 гг.

— Анатолий Дмитриевич, в последние годы много говорят о необходимости развивать субконтрактные отношения между крупными и малыми предприятиями, однако существенного прорыва в этом деле не наблюдается. Если ведущие мировые производители передают на аутсорсинг максимальное количество комплектующих (это повышает их конкурентоспособность), то белорусские предприятия, как и прежде, все стремятся делать своими силами. Каким вы видите участие вашей конфедерации в развитии производственной кооперации в стране?

— Нами уже начата конкретная работа. Отраслевыми ведомствами, облисполкомами и Мингорисполкомом подготовлены перечни импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции для участия в ее производстве малого и среднего бизнеса. Списки направлены заинтересованным бизнес-союзам и размещены на их сайтах. От субъектов малого и среднего бизнеса уже поступили десятки предложений участвовать в субконтрактации, которые сейчас рассматриваются в Министерстве промышленности, концерне «Белнефтехим» и пр. Создана рабочая группа, которая вырабатывает дополнительные меры по привлечению малого и среднего бизнеса к производству импортозамещающей продукции, расширению числа организаций-участников и созданию для них дополнительного экономического стимулирования. Думаю, идея налаживания субконтрактных отношений получит серьезное развитие в ближайшее время. При этом многое, конечно, будет зависеть от дальнейшей либерализации условий хозяйствования и создания законодательных стимулов.

— Каковы планы работы Союза «КПП(Н)»?

— Мы намерены продолжить активную работу с заинтересованными министерствами и ведомствами по дальнейшему снижению налоговой нагрузки и совершенствованию налогового администрирования; поэтапному выведению инновационных фондов из состава себестоимости; отмене авансовых платежей по НДС, налогам на недвижимость и землю. Также, на наш взгляд, необходимо освободить государственные унитарные предприятия и хозяйственные общества от уплаты в бюджет части прибыли в случае, если они не имеют собственных оборотных средств либо если они ниже норматива. Во внешнеторговых вопросах будем добиваться снятия ограничений в применении Обобщенной системы преференций Европейского союза для нашей республики.

В целом следует отметить, что в последнее время значительно расширен круг инициатив в диалоге бизнес-ассоциаций и союзов с правительственными структурами, министерствами и ведомствами. Стало больше открытости и заинтересованного обсуждения. Это вселяет надежду на ускоренное решение проблем белорусской экономики и преодоление последствий мирового кризиса.

Беседовал Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях