Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36 (2533) от 20.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5043
EUR:
2.6212
RUB:
3.9928
Золото:
146.98
Серебро:
1.74
Платина:
74.8
Палладий:
160.23
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что рост пошлин нам готовит?

С 1 февраля Россия поднимает уровень экспортных пошлин на сырую нефть (до 33,9 USD/тонна) и нефтепродукты (до 30,5 USD/тонна). Действующие ставки составляют соответственно 31,2 USD/тонна и 28,1USD/тонна. Беларусь недавно увеличила ставки вывозных там...
С 1 февраля Россия поднимает уровень экспортных пошлин на сырую нефть (до 33,9 USD/тонна) и нефтепродукты (до 30,5 USD/тонна). Действующие ставки составляют соответственно 31,2 USD/тонна и 28,1USD/тонна. Беларусь недавно увеличила ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты до такого же уровня. Новые ставки пошлин предложены на основе данных мониторинга нефтяных цен за ноябрь -- декабрь 2003г., когда средняя цена нефти марки Urаls составила 27,87 USD за баррель, или 203,45 USD за тонну.

-- Ничего неожиданного для производителей и трейдеров в повышении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты как в России, так и в Беларуси нет. -- Комментирует ситуацию для "НЭГ" ведущий аналитик инвестиционной компании "ЮНИТЕР" Роман Осипов. -- Единственным следствием данной меры внешнеторговой политики России будет увеличение дохода ее бюджета. Вряд ли эта мера приведет к снижению прибыльности операций с нефтью, ведь ставки экспортного тарифа корректируются с ростом цен на нефть и прогнозом их динамики. В ближайшее время падения цен на нефть не предвидится. Напротив, фьючерсные цены существенно выросли. Впервые за последние 10 месяцев официальный ценовой показатель превысил отметку 35 USD/баррель. Причинами стабилизации цены на достаточно высоком уровне (значительного роста цен на нефть все же не предвидится) являются падение курса доллара (существующая система оплаты поставок нефти и нефтепродуктов основана на превалировании в расчетах доллара США), проблемы в Ираке, политика добычи нефти в ОПЕК, пополнение нефтяных резервов в США и Канаде и холодная зима в северном полушарии (именно страны северного полушария являются основными потребителями нефти).

Внешнеторговая и тарифная политика Беларуси в данной ситуации предсказуема, особенно если ее рассматривать в ключе политики унификации таможенного законодательства, которая активизировалось в последнее время. В рамках таможенного союза унификация является центральным условием его эффективного функционирования, этапом запуска более продвинутых интеграционных механизмов. В идеале любое изменение во внешнеторговой политике России должно провоцировать аналогичные изменения во внешнеторговой политике Беларуси, особенно в части регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов. Ведь эти товары формируют более чем 30% профицита торгового баланса России и составляют значительную долю дохода федерального бюджета. Да и большинство аналитиков полагают, что нефть -- главный фактор экономического роста России в 2003 году.

Вопрос в том, является ли существование таких автоматических корректировок и проведение параллельной внешнеторговой политики выгодными для Беларуси. Ведь аналогичная политика проводится и по отношению к другим товарным позициям, часто -- в ущерб Беларуси. (Так, например, сложилась достаточно любопытная ситуация с защитой Россией внутреннего рынка рыбы посредством введения импортных пошлин. Для России -- все достаточно рационально, ведь она является крупнейшим производителем рыбы. В отношении же Беларуси аналогичное введение ввозной пошлины губительно для потребительского рынка, так как она не имеет выхода к морю и собственных значительных рыбных ресурсов).

В результате складывается следующая ситуация: Беларусь, с одной стороны, становится все больше зависимой от российского импорта, с другой -- не имеет возможности проводить собственную таможенную политику, в том числе направленную на защиту целых отраслей. Это приводит к возрастанию рисков наличия однонаправленных импортных и экспортных потоков, что грозит большими проблемами (например, в случае вступления России в ВТО).