$

2.1058 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЧТО «ПЕРВИЧКА»: ФОРМА ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ

01.02.2011

Подготовлен проект указа, направленный на сокращение типовых форм первичных учетных документов. Вид остальных субъекты хозяйствования смогут устанавливать самостоятельно, обеспечив в них наличие обязательных реквизитов, сообщил недавно на пресс-конференции начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Дмитрий КИЙКО.

По данным «ЭГ», согласно проекту указа организации и ИП будут обязаны применять первичные учетные документы установленных форм в соответствии с перечнем, утверждаемым Совмином. Предполагается, что таких форм будет всего 10: приходный и расходный кассовые ордера, платежные инструкции и выписки банка, акты о приеме-передаче и списании основных средств, акт о приеме-передаче нематериальных активов, товарно-транспортная и товарная накладные, акт о приемке-сдаче выполненных работ, оказанных услуг.

Для оформления других хозяйственных операций юрлица и ИП будут вправе применять иные первичные учетные документы, разработанные и утвержденные самостоятельно. Все они должны содержать ряд обязательных реквизитов: наименование документа, дату его составления; наименование организации, фамилию и инициалы ИП; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или только в стоимостных; должности лиц (лица), ответственных за совершение хозяйственной операции, их фамилии, инициалы и подписи. Иные сведения, которые могут дополнительно содержаться в таких документах, не являются обязательными и определяются субъектами хозяйствования самостоятельно. Неуказание сведений, прямо не предусмотренных указом, или их недостоверность не повлекут применение мер административной ответственности.

Предполагается, что указ будет принят до конца I квартала т.г., а разработка и утверждение форм первичных учетных документов, подлежащих обязательному применению, завершится до 1 октября.

Новые правила не посягают на базовый принцип документирования бухгалтерского учета, считает председатель Минского столичного клуба бухгалтеров, член рабочей группы по упрощению бухучета Анатолий Гольдберг. Факт совершения хозяйственной операции по-прежнему будет подтверждаться первичным учетным документом, как то предусмотрено ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности». Но сегодня первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Минфином, Нацбанком и отраслевыми республиканскими органами госуправления. Лишь при отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации организация может пользоваться самостоятельно разработанными и утвержденными первичными учетными документами, которые должны содержать обязательные реквизиты — те же, что перечислены в проекте указа. В республике на сегодня утверждены сотни типовых общих и отраслевых форм, отмечает А.Гольдберг, по некоторым оценкам — около 1 600. Зачастую они повторяют формы, существовавшие еще во времена СССР, и далеко не всегда соответствуют потребностям бизнеса в XXI веке. Множество недоразумений возникает при применении отраслевых первичных документов организациями, занятыми в иных сферах деятельности. Однако неприменение типовых форм или ошибки в заполнении «первички» согласно ст. 23.17 КоАП караются штрафом до 5% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах, независимо от того, привело нарушение к каким-либо негативным последствиям или нет. Пользуясь этой статьей, проверяющие могли почти всегда обеспечить «результативность» любой проверки, не вникая глубоко в иные аспекты деятельности предприятия. В свою очередь, озабоченные составлением «первички», бухгалтеры все меньше внимания уделяют правильности и достоверности бухгалтерской отчетности, прогнозированию и анализу хозяйственной жизни. Все это крайне негативно отражается на качестве деловой информации, представляемой менеджменту предприятий и внешним пользователям. Неудивительно, что такой порядок вызывал протесты со стороны бизнеса, что в итоге заставило приостановить действие ст. 23.17 Директивой № 4.

Вряд ли новые правила существенно усложнят работу бухгалтеров, считает А.Гольдберг. Крупные предприятия, располагая штатом квалифицированных специалистов, без затруднений разработают устраивающие их формы «первички». Затраты времени и сил на это компенсируются экономией тех же ресурсов в процессе использования новых, более рациональных форм. Автоматизация бухучета позволяет существенно облегчить этот процесс. Малым предприятиям и ИП должны прийти на помощь бизнес-союзы и общественные организации бухгалтеров. Некоторые ныне обязательные формы получат рекомендательный статус. Можно предположить, что многие будут пользоваться нынешними формами первичных учетных документов, слегка адаптировав их к своим потребностям.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Тем временем

Российская Госдума приняла в середине января в первом чтении новую редакцию федерального закона «О бухгалтерском учете». Его п. 4 ст. 9 предусматривает, что формы первичных учетных документов, содержащие установленные в данной статье обязательные реквизиты, утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета. Формы «первички» для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Первичный учетный документ можно будет составлять на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа. Во втором случае он должен выводиться на бумагу лишь в случаях, если законодательством РФ или договором предусмотрено предоставление первичного учетного документа другому лицу или госоргану.