$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ЧТО ОСТАНЕТСЯ ОТ «УПРОЩЕНКИ»©

31.07.2015

Предложения властей по изменению правил применения упрощенной системы налогообложения уже вызвали активные дискуссии в деловом сообществе. Как ни странно, но после стольких лет применения органы госуправления и предприниматели по-разному оценивают даже роль УСН и проблемы, связанные с его применением.

Полагаю, что «упрощенка» — это прежде всего возможность сэкономить на бухгалтерских кадрах, аренде площадей, офисных расходах. Простота определения объекта налогообложения, порядка расчета налога, формы исполнения обязательства дает дополнительные шансы для успешной раскрутки собственного дела. Однако на практике все гораздо сложнее. В текущем году условия УСН по сравнению с 2014 г. изменились: она стала более привлекательной по ставкам налога и критериям применения, но одновременно в значительной степени утратила простоту ведения учета. В следующем году новшества могут оказаться еще серьезнее.

Сравнение условий применения УСН в 2014 и 2015 гг., а также с планируемыми Минфином и МНС изменениями на 2016 г. представлено в таблице.

Кроме снижения критериев для применения УСН предлагается увеличить до 16% ставку налога при УСН в отношении внереализационных доходов в виде: процентов за пользование денежными средствами; стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, сумм безвозмездно полученных денежных средств; доходов выгодоприобретателя по договору доверительного управления имуществом. В органах госуправления считают, что такие доходы фактически представляют собой чистую прибыль субъектов предпринимательства, не связанную с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, получение которой не сопряжено с какими-либо затратами. Однако, по нашему мнению, это не так. У субъекта малого предпринимательства в каждом отчетном периоде, независимо от осуществления деятельности, возникают ежемесячные обязательства — по уплате арендной платы, коммунальным платежам, зарплате и подоходному налогу, отчислениям в ФСЗН. Начисление и своевременность погашения этих платежей строго контролируются, в т.ч. госорганами. Кроме того, субъектам хозяйствования надо оплатить услуги банков, связи, ремонт и обслуживание служебного транспорта ГСМ и дорожные сборы.

В следующем году предлагается расширить круг плательщиков налога на недвижимость за счет субъектов предпринимательства, применяющих УСН и имеющих недвижимость общей площадью с нынешних 1500 до 500 м2. Но и сегодня многовариантность налоговых обязательств возникает не только в связи с наличием предельного размера площадей. Определяя плательщика, следует учитывать, кто является арендодателем (индивидуальный предприниматель или организация) и кто по какой системе налогообложения работает. Результат порой бывает неожиданным. Так, при определенных обстоятельствах организация-арендатор, применяющая УСН, может вполне законно не платить налог на недвижимость. В то же время предусмотренный в НК переход обязанности по уплате налога на недвижимость от собственника на иное лицо в отдельных случаях может весьма неблагоприятно отразиться на положении арендатора, применяющего УСН. Причем субарендные отношения эту ситуацию не меняют.

Есть и другие сложности, связанные с применением УСН. Одна из них связана с заполнением книги доходов и расходов. Попытки самостоятельно ее вести, как правило, заканчиваются неудачно. Дело в том, что формат Excel, предусматривающий введение многочисленной обязательной информации, требует определенных познаний в бухучете, а порой и квалифицированной поддержки программиста. Если организация применяет УСН с НДС по принципу оплаты, возникает необходимость отслеживать 60 дней по исполнению налоговых обязательств по НДС. Принимая к зачету НДС, не обойтись без книги покупок, т.к. нужно отслеживать дату и форму оплаты (к вычету можно принять только оплаченные товары (работы, услуги)). Также следует помнить и об уплате подоходного налога по ставке 13% от суммы, направленной на выплату дивидендов «самому себе» или участнику общества.

Как показывает практика, всем организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим УСН, желательно все же перейти на метод признания выручки «по начислению». В пользу такого выбора говорит и то, что, заключив импортный внешнеторговый договор с резидентом России или Казахстана, организация-импортер обязана уплачивать НДС при ввозе (независимо от того, является ли она плательщиком НДС) и предоставлять отчетность в инспекцию МНС. Проблемы возникают и у организации, применяющей УСН без НДС, в случае получения займа от нерезидента: тут сложно выполнять функции налогового агента, поскольку отследить момент возникновения обязательств по исчислению и уплате налога на доходы иностранной организации весьма сложно. Нередко о таких обязательствах «напоминают» контролирующие органы, а проверки оборачиваются штрафами и пеней, которая рассчитывается, исходя из ставки рефинансирования. В результате «набегают» немалые суммы для микро- и малых организаций.

Полагаем, что предлагаемые новшества приведут к росту налоговой нагрузки в 2016 г. и ухудшению бизнес-климата в Беларуси. Между тем уже сейчас количество субъектов малого предпринимательства сокращается, а в следующем году такая тенденция может существенно ускориться — из-за увеличения фискального бремени.

Интеграционный аспект

В условиях единого рынка товаров, работ и услуг очень важно обеспечить конкурентоспособность налоговых систем государств — участников ЕАЭС. Между тем возможности применения особых режимов налогообложения в наших странах существенно различаются.

Сопоставление критериев применения упрощенной системы налогообложения в Беларуси и России представлено в таблице (курс 266,78 RUB/Br).

В России не вправе применять УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профучастники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; организации и ПБОЮЛ, перешедшие на систему налогообложения для сельхозпроизводителей (единый налог); организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (на ряд организаций данное ограничение не распространяется).

Эти нормы распространяются на:

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%;

организации и индивидуальных предпринимателей, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;

организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. RUB.

Согласно ст. 346.14 НК РФ налоговой базой УСН являются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Если объектом налогообложения выбраны доходы, ставка налога — 6%, доходы минус расходы — 15%. Сейчас рассматривается вопрос о снижении ставки налога при УСН до 1%.

Доходы, учитываемые при расчете налога, определяются в том же порядке, что и для налога на прибыль при применении кассового метода, и рассчитываются в течение года нарастающим итогом. Они складываются из выручки от продажи товаров (работ, услуг), определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационных доходов, перечень которых установлен ст. 250 НК РФ. Перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы, определяется в ст. 346.16 НК РФ. Расходы, как и доходы, определяются нарастающим итогом с начала года. Если за год расходы превысили доходы, такая разница признается убытком, который в течение 10 лет можно учитывать при исчислении налога (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

При объекте налогообложения «доходы» авансовые платежи по налогу и сам налог уменьшаются на сумму уплаченных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на суммы выплаченных работникам больничных, но не более чем на 50%. Декларация представляется 1 раз в год за налоговый период. При этом по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев уплачиваются авансовые платежи по налогу без представления налоговой декларации.

Дина СТАРОВОЙТОВА,

председатель Совета по бухгалтерскому учету и аудиту БСП, директор ООО «Аутсорсинговая экономическая компания»

Тем временем

В среду на сайте Минфина РФ опубликованы «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Вот основные идеи, заложенные в данном документе:

– налоговая нагрузка в 2015 г., а также в последующие три года должна оставаться на прежнем уровне;

– на всей территории РФ будут предоставляться льготы по налогу на прибыль (нулевая ставка в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и до 10% — в региональный) для вновь создаваемых предприятий промышленности, реализующих инвестпроекты;

– введение преференций для специальных инвестиционных контрактов, которые будут заключаться с инвесторами в соответствии с федеральным законом о промышленной политике;

– увеличение стоимости амортизируемого имущества с 40 до 100 тыс. RUB, критериев по выручке в целях уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, а также введения региональных льгот для компаний и предпринимателей на спецрежимах;

– упрощение порядка начисления и принятия к вычету НДС, уплаченного в составе аванса, а также подтверждения обоснованности освобождения от уплаты НДС и акциза при экспорте;

– снятие с бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций режима налоговой тайны, ввести институт предварительного налогового контроля;

– снижение критерия (с 100 до 50 работников в компании), установленного для сдачи налоговой отчетности в электронном виде и др.