Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
19.07.2013 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА?©

У привычного тезиса о социально ориентированном государстве остается все меньше сходства с действительностью. Число разнообразных социальных льгот становится все меньше, а их размер — все скромнее. Это болезненно ощущается гражданами, которые привыкли во всем полагаться на государство и не имеют возможности (а иногда и желания) самостоятельно решить свои проблемы.

У привычного тезиса о социально ориентированном государстве остается все меньше сходства с действительностью. Число разнообразных социальных льгот становится все меньше, а их размер — все скромнее. Это болезненно ощущается гражданами, которые привыкли во всем полагаться на государство и не имеют возможности (а иногда и желания) самостоятельно решить свои проблемы.

Унаследованные от СССР «преимущества» — бесплатное образование и здравоохранение, квартиры, пусть плохонькие, но за счет государства, низкие цены на товары (соответствующего качества) и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (где о качестве и говорить не приходится) и транспорт (зачастую добитый), многочисленные трудовые гарантии — постоянно пересматриваются, сокращаются, а то и просто исчезают.

О бесплатном образовании много могут рассказать родители, измученные бесконечными поборами в школах, расходами на репетиторов, если хочется дать детям действительно твердые знания, и постоянно растущей стоимостью учебы в вузах. И это еще без учета «тарифов» на сдачу зачетов и экзаменов, о которых все знают, но помалкивают.

Бесплатное здравоохранение обернулось очередями в поликлиниках (где нас ждут раздраженные врачи и медсестры с нищенскими зарплатами), постоянно расширяющимися перечнями платных услуг и непрерывно растущими ценами на лекарства, от которых некоторые особо чувствительные пенсионеры падают в обморок.

Бесплатное жилье от государства теперь положено только чиновникам (добротные служебные квартиры) да совсем социально незащищенным гражданам (место в общежитии или другое социальное жилье низких потребительских качеств). Для сокращения льготной очереди на жилье в последнее время были существенно ужесточены нормативы по включению в нее, а возможности получения льготных кредитов — сильно сужены. Остальные же должны решать свои жилищные проблемы самостоятельно и по стоимости, которая может поспорить со многими странами Европы, в т.ч. вполне развитыми.

По ценам на многие товары и услуги, несмотря на последние достижения в борьбе с инфляцией, Беларусь опережает не только Россию и Украину, но и большинство европейских стран. Остались лишь два «бастиона» — тарифы на ЖКХ и проезд в общественном транспорте. Но если перевести их в сопоставимые цены исходя из доходов населения, то окажется, что и за них мы платим больше, чем в некоторых других странах. Тем не менее нас уверяют, что население оплачивает только незначительную часть себестоимости жилищно-коммунальных, энергетических и транспортных услуг. Впрочем, калькуляции монополистов, у которых мы якобы находимся на иждивении, недоступны общественному контролю и остаются старательно охраняемой тайной.

Постепенно исчезают и гарантии, некогда установленные трудовым законодательством. Первым ударом по ним стало введение Декретом от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» контрактной системы найма на работу.

Возможно, таким путем власти хотели лишь повысить лояльность чиновников, но и остальные наниматели очень быстро поняли преимущества новой системы, которая позволяет «держать на крючке» подчиненных, перезаключая с ними контракты ежегодно и отказываясь от услуг неугодных. При этом прямое требование ч. 2 ст. 17 Трудового кодекса (далее — ТК) заключать срочные трудовые договоры, разновидностью которых является контракт, только в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, они просто игнорируют. Контракты заключаются буквально со всеми — даже с главными бухгалтерами, которые в первую очередь должны быть защищены от подобного произвола. При этом никто за явное нарушение ТК не наказан.

Почти незаметно для широкой публики прошло увеличение продолжительности сверхурочных работ с 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 122 ТК) до 180 часов в год Указом от 5.04.2012 № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений», т.е. в 1,5 раза. Оговорка о согласии работника на привлечение к таким работам ничего не решает: на несогласных всегда можно «нажать», например, пригрозив непродлением контракта.

Меняя порядок начисления пособий, власти согласия трудящихся даже формально не спросили. Согласно Положению о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утв. постановлением Совмина от 28.06.2013 № 569 (далее — Положение), вступившего в силу с 11.07.2013 г., период уплаты пособия по временной нетрудоспособности в размере 80% увеличен с 6 до 12 первых календарных дней нетрудоспособности. Таким образом, у работников отнимается значительная часть честно заработанных ими уплатой обязательных страховых взносов пособий. Конечно, демографическая обстановка ухудшается, бюджет Фонда социальной защиты населения напряжен, пенсии надо повышать, — но выход чиновники нашли только в урезании пособий тем, кто их уже заработал. Более того, получилось, что это ущемление по размеру практически совпало с мерами, принимаемыми к лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Другим инструментом экономии средств ФСЗН является увеличение расчетного периода, за который исчисляется среднедневной заработок, с 2 до 6 календарных месяцев. А это с учетом ежемесячного роста средней зарплаты в Беларуси, как правило, приведет к существенному снижению среднего размера назначаемых пособий. Кроме того, размер среднедневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности исчисляется теперь только исходя из заработка за период работы у плательщика, назначающего пособие, но при одновременном сохранении 6-месячного расчетного периода. Таким образом, те, кто заболеет в первые месяцы после смены места постоянной работы, чаще всего останутся с минимальным «больничным» пособием. А для лиц, за которых или которыми страховые взносы уплачивались в соответствии с законодательством менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособия, и расчеты никакие производить не нужно: им пособия всегда будут назначаться в минимальном размере.

Не столь явно, но все же ухудшают положение работников некоторые другие нормы. Так, максимальный размер пособий за календарный месяц по каждому месту работы теперь устанавливается в размере 3-кратной величины средней зарплаты работников в республике в месяце, предшествующем месяцу, в котором возникло право на пособия. Ранее в качестве верхней границы использовалась 3-кратная среднереспубликанская зарплата рабочих и служащих, которая традиционно несколько меньше, чем средняя зарплата работников. Таким образом, на этом нюансе авторы Положения тоже немного сэкономили в пользу Фонда. Но если взять на круг по всем больничным, сумма получится неплохая.

Между тем улучшения демографической ситуации не предвидится. Не ждать ли, что пособия по временной нетрудоспособности, которые из конституционного права на социальное обеспечение в случае болезни вдруг оказались «социальной льготой», еще больше сократят, а то и вовсе отменят, чтобы сохранить выплату пенсий? Или найдутся другие, не менее эффективные меры, чтобы изжить в нашем обществе социалистические иллюзии?

Дмитрий КОРШУНОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений