$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Промышленность

Что осталось от сборочного цеха

27.09.2016

Свой профессиональный праздник 25 сентября белорусские машиностроители встретили грузом финансовых проблем. Настроение им попытался поднять на пресс-конференции в Минске первый заместитель министра промышленности Геннадий Свидерский, рассказав о росте объемов производства и экспорта в текущем году.

Белорусский машиностроительный комплекс включает более 270 крупных и средних организаций, где трудится более 178 тыс. человек. На долю ключевых подотраслей машиностроения (производство машин и оборудования; транспортных средств и оборудования, вычислительной, электронной и оптической аппаратуры, электрооборудования) приходится 12,6% общего объема промышленного производства.

Всего за 8 месяцев т.г. в республике произведено машиностроительной продукции на 6,5 млрд. BYN. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск карьерных самосвалов вырос на 19%, лифтов – на 18%, велосипедов – на 11%, уборочных машин – на 10%, грузовых автомобилей – на 4%, тракторов – на 3%, автобусов в 1,4 раза. По мнению замминистра, такой рост стал возможным, в первую очередь, благодаря улучшению спроса на внешних рынках. Например, экспорт холодильников и морозильников увеличился в 1,2 раза, грузовых автомобилей – в 1,3, седельных тягачей – в 1,5, сельхозтехники – в 1,8 раза. Впрочем, рост производства выглядит оживающим лишь на фоне обвальных результатов предыдущих лет (см. таблицу).

Виды продукции

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Тракторы для сельского и лесного хозяйства, тыс. шт.

50,9

66803

71030

62591

52164

34310

Зерноуборочные комбайны, шт.

2035

1900

864

992

767

374

Станки для обработки металлов, тыс. шт.

3,9

5,3

4,5

4,5

2,8

1,1

Самосвалы карьерные, шт.

1016

1444

1671

1248

725

421

Холодильники и морозильники бытовые, тыс. шт.

1106

1197

1 263

1 200

979

899

Телевизоры, тыс. шт.

446

404

594

245

92

22

Двигатели внутреннего сгорания, тыс. шт.

78,5

106,7

108,9

89,0

44,3

68,9

Автобусы, шт.

2089

2162

2277

2341

1672

881

Грузовые автомобили, тыс. шт.

12,5

21,8

24,6

18,02

11,99

5,95

К тому же увеличение физических объемов экспорта сопровождалось падением цен и, соответственно, ухудшением стоимостных показателей. Скажем, экспортные цены на грузовые автомобили упали на 20% по сравнению с прошлым годом, на автокраны – на 15%, бытовые холодильники – на 16%, кузова для автомобилей – на 21%, велосипеды – на 58%, двигатели – на 67%. Правда, одновременно подешевели импортные сырье и комплектующие, но полученная экономия тут же «съедается» падением цен на конечную продукцию, высокими ставками кредитов, несвоевременными платежами покупателей. В результате доля убыточных предприятий в производстве машин и оборудования выросла за 5 лет с 15 до 33,8%, а транспортных средств и оборудования – с 18,9% до 38,7%.

Значительную дебиторскую задолженность подведомственных предприятий в Минпроме объясняют снижением платежеспособности потребителей. Кредиты отчасти смягчают проблему, но не решают ее. Традиционно велика задолженность сельхозпредприятий. Например, они до сих пор не рассчитались с МТЗ и «Гомсельмашем» за поставленные еще в прошлом году трактора и комбайны, сообщил Г. Свидерский. По его словам, просроченная задолженность АПК составляет около 100 млрд. Br (до деноминации).

Отечественная машиностроительная продукция, по данным Минпрома, в текущем году поставляется в 98 стран. Правда, попытки диверсифицировать экспорт за счет слаборазвитых африканских стран вроде Анголы, Ганы, Камеруна, Эфиопии, Судана особой выгоды не принесли, а потому сотрудничество с ними сворачивается. С иными «стратегическими партнерами» вроде Венесуэлы лучше было бы вообще не связываться: из-за кризиса эта страна превратилась в одного из самых безнадежных должников.

Несколько успешнее идет освоение рынков Азербайджана, Грузии, Болгарии, Чехии, других постсоветских и постсоциалистических стран. Например, белорусские подшипники неплохо идут в Сербии, Латвии, Польше и Украине, дорожная и строительная техника – в Туркменистане, сельскохозяйственная – в Армении, Молдове и Украине.

Но решающее значение для белорусского машиностроения по-прежнему имеет российский рынок. Спрос здесь есть, а вот цены падают. Так, в РФ в текущем году было поставлено свыше 20 тыс. отопительных котлов, что 2 раза больше, чем в январе–августе 2015 г., но выручка не выросла, поскольку цены упали в среднем на 48%. Аналогично, белорусские токарные металлорежущие станки с ЧПУ подешевели на 54%, электродвигатели и генераторы – на 40%, грузовики – на 30%, шарикоподшипники – на 5%. Правда, на некоторые виды продукции цены растут, но объемы поставок такой продукции невелики и на стоимостный объем экспорта в масштабе страны существенно не влияют.

Дополнительные проблемы для белорусских товаров создают протекционистские действия российских властей. В частности, Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники, утв. постановлением правительства РФ от 27.12.2012 № 1432, привели к созданию неконкурентных условий работы для иностранных поставщиков в России, в т.ч. для белорусов, отметил Г. Свидерский. Из-за этого объем продаж зерноуборочных комбайнов «Гомсельмаша» по итогам 8 месяцев т.г. сократился более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Так же обстоят дела на рынке грузовых автомобилей, где доля МАЗа неуклонно снижается.

Тем не менее в Минске продолжают строить планы возрождения отечественного машиностроения, уповая одновременно на активизацию спроса в России, диверсификацию экспорта и привлечение инвестиций, в т.ч. из-за рубежа.

Автор публикации: Иван МИХАЛЕВИЧ