$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ЧТО НЕСУТ РЕФОРМЫ БУХГАЛТЕРУ

07.12.2010

В последние два года много говорится о реформировании хозяйственного законодательства, улучшении бизнес-климата. Ощущает ли эти перемены в своей работе бухгалтер? Ответы на этот и другие вопросы мы попросили дать главного бухгалтера ЗАО «Атлант» Александра ПОДОРОВСКОГО.

— Да, конечно, ощущаем. Те, кто давно работает в этой сфере, сопоставляя условия 10–20-летней давности и сегодняшние, отмечают большую разницу. Прежде всего в отношении к экономике и учету. Сейчас каждое предприятие в своей деятельности стремится точнее прогнозировать, планировать, более глубоко анализировать, искать пути снижения затрат, более выгодные варианты развития. Для этого необходимы достоверные данные учета и, соответственно, более осмысленная работа бухгалтеров.

— Мы ожидали, что в очередном рейтинге Всемирного банка Беларусь займет более высокое место, особенно в оценке налоговой системы. Однако этого не произошло. Действительно ли у нас все так плохо с налогообложением и ничего не меняется?

— Обидно, что наша республика все еще занимает последние места в рейтинге Всемирного банка по налоговой системе. Стоит всерьез задуматься о причинах низкой оценки. За последние годы многое сделано в части реформирования налогов. Однако не всегда видна комплексность изменений, и, как правило, они носят несущественный характер, затрагивая интересы только отдельных налогоплательщиков. Возможно, до сих пор не определена цель таких реформ: или сблизить налоговый и бухгалтерский учеты, или заимствовать зарубежные идеи, не всегда увязанные с уже применяемыми. Критика в адрес налоговых органов звучит давно, и зачастую оправданно. Например, непонятно, почему через год после введения Особенной части Налогового кодекса ее необходимо коренным образом пересматривать? Нестабильность законодательства пугает. Полагаю, дело не только в том, что в Беларуси высокие налоги. Есть страны, где они и повыше. Я вижу причину в другом: кроме повышения рейтинговой оценки нет определенной цели реформирования, нет увязки бухгалтерского учета и налоговых норм, нет комплексности в применяемых мерах.

— Бухгалтеры находятся на переднем крае отношений субъектов хозяйствования с контролирующими органами. Как изменились эти отношения с вступлением в силу Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»?

— Работать в страхе очень тяжело. Угадать мысли законодателей и просчитать с их точки зрения правильно свои действия не всегда удается по той причине, что каждый бухгалтер нормативные документы, содержащие нечетко определенные нормы, может понимать по-своему. Получить комплексный ответ не всегда получается, т.к. при любом спорном вопросе специалисты законодательных органов трактуют неоднозначности, к сожалению, не в пользу предприятия либо ограничиваются предоставлением выдержек из нормативных документов без комментариев. Тяжело было работать в предыдущие годы, когда за рубль ошибки в налогах насчитывали три рубля штрафов. Указ № 510 очень нужен для работы, однако эффект его действия будет максимальным через несколько лет, когда контролирующие органы осознают, что штрафом и страхом бюджет не наполнить, а в экономике эффективно действуют иные механизмы.

— Часто ваши коллеги жалуются на избыток требований и норм, которые приходится выполнять. В частности, некоторые считают излишней переоценку основных средств. Нужна ли, по-вашему, эта процедура?

— Лично бухгалтеру нет, а для конкретного предприятия необходимость переоценки должна рассматриваться исходя из его финансово-экономического состояния и перспектив развития.

Что касается, например, понятия «амортизационный фонд», всякого рода нормирования расходов для отнесения на затраты, применения ряда унифицированных форм, то это устарело и требует отмены.

— Какие изменения вы бы хотели увидеть в отечественном законодательстве в сфере бухучета и налогообложения?

— Самое лучшее изменение — ничего не менять несколько лет. Дать разобраться и поработать с теми нормативными документами, которые есть.

— Что, по вашему мнению, является сегодня главной проблемой для белорусских бухгалтеров?

— Наличие серьезных проблем, не решенных на законодательном уровне. Ведь в контролирующих органах имеется база типичных ошибок. В СМИ, Интернете, на семинарах постоянно обсуждаются нерешенные либо двояко трактуемые ситуации, но законодательные органы на это никак не реагируют. Почему это происходит? Где официальные комментарии, где корректировки законодательной базы с учетом выявленных проблем?

— В проекте новой редакции закона «О бухгалтерском учете и отчетности» предполагается введение института сертифицированных профессиональных бухгалтеров. Как вы оцениваете эту идею? Улучшит ли такой отбор специалистов качество бухучета и отчетности общественно значимых организаций и престиж бухгалтерской профессии в стране?

— Идти вперед необходимо. Но для этого нужно подготовиться: определить требования к претендентам, организовать процесс обучения, заинтересовать в этом будущих претендентов, повысить уровень экономического образования в вузах, т.е. должна быть создана понятная программа совершенствования и получения диплома сертифицированного профессионального бухгалтера. Уже много лет действует ассоциация бухгалтеров, которая выдает аттестат профессионального бухгалтера. Чем будущий институт будет отличаться от действующего, пока не понятно. Что же касается статуса бухгалтерской профессии, то считаю, что она престижна, но не всегда оценена по достоинству. Своим коллегам желаю работать при ясном и понятном законодательстве, быть всегда востребованными в своей профессии.

Беседовала
Тамара ВАЛЕРЬЯНОВА