Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Зарубежный опыт
01.12.2015 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Энергетика.Что немцам свет, то белорусам – квоты

Белорусы и немцы об энергетике говорят на разных языках в прямом и переносном смысле. Такие различия обнаружились на прошедшем в Минске IV Белорусско-германском энергетическом форуме.

Пока наша страна готовится обзавестись своей атомной электростанцией, Германия, напротив, намерена избавиться от таких объектов. Белорусские власти объясняют необходимость создании АЭС желанием сократить импорт российского природного газа, потребление которого снизится на 5 тыс. м3, а также ростом  потребности страны в электроэнергии, которая в ближайшие годы увеличится до 42 млрд. кВтЧч, пояснил первый заместитель министра энергетики Леонид Шенец.

Тем временем в Германии принято решение отказаться от атомной энергетики, сообщила директор немецкого энергетического агентства Dena Кристина Хаферкамп. В июне т.г. уже отключено 8 из 17 германских АЭС. Остальные постигнет та же участь в 2018–2022 гг. При этом ожидаются существенные расходы по демонтажу остановленных станций, организации безопасного хранения долговременного радиоактивных отходов на период в 1 млн. лет. По предварительным оценкам, на это потребуется от 39 до 50–70 млрд. EUR. Только процесс захоронения ядерных отходов в еще непостроенный бункер, для которого в Германии пока не найдено окончательное место, займет от 30 до 80 лет и завершится в 2075–2130 гг. Финальная консервация склада высокорадиоактивных отходов, по мнению экспертов, состоится не ранее 2095–2170 гг., а то и позже.

К сожалению, Беларусь и Германия об атомной энергетике сегодня говорят на «разных языках», заметил Владимир Искорцев, директор агентства «Владиум», которое специализируется на привлечении в нашу страну немецких инвестиций. Столь же разные позиции у нас и в отношении «зеленой» энергетики, полагает исполнительный директор белорусской ассоциации «Возобновляемая энергетика» Владимир Нистюк. Можно лишь удивляться, зачем понадобилось устанавливать для возобновляемых источников энергии квоты, если их совокупная мощность, по данным ассоциации, составляет в стране лишь около 200 МВт, т.е. менее 1% в энергобалансе республики. Правда, эта доля может вырасти, обещает Л.Шенец, возглавляющий Республиканскую межведомственную комиссию по установлению и распределению квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии. В ближайшие 3 года мощности ВИЭ планируется увеличить на 215 МВт, в т.ч. в 2016 г. – на 35 МВт. При этом для солнечных электростанций ежегодные квоты составляют 5 МВт.

Между тем в Германии развитие сектора ВИЭ на таком же уровне находилось примерно 25–30 лет назад. В 2014 г. его доля в энергобалансе составила 25,8%, а к 2025 г. должна достичь 40–45%. Сегодня в ФРГ почти 1/3 «зеленой» электроэнергии производится на ветроустановках. Только в прошлом году их было введено свыше 1,7 тысяч общей мощностью 4,8 ГВт, т.е. в 100 раз больше всей белорусской ветроэнергетики. Активное строительство энергоисточников, использующих ветер, ведется немцами в т.г., продолжится оно в 2016-м и последующие годы.

На долю фотовольтаики приходится 5,8%, причем в Германии планируется ежегодно строить новые солнечные электростанции общей мощностью 2,5 ГВт, что в 500 раз больше белорусских квот. Кроме того, в ФРГ работает около 8 тыс. биогазовых установок, способных обеспечивать электроэнергией 8 млн. немецких семей.

У нас же пока работает всего 32 подобные установки общей мощностью 37 МВт, которую к концу 2016 г. квоты позволят увеличить всего на 2 МВт.

Иван МИХАЛЕВИЧ

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений