Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Зарубежный опыт
21.05.2010 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что немцам хорошо

Белорусам — на заметку

Государственно-частное партнерство, о необходимости развития которого заговорили в последнее время, подразумевает более активную роль бизнес-объединений в экономической жизни страны и передачу им части контрольных функций государства. По такому пути пошли многие страны Европы.

Любопытен здесь опыт Германии. На днях о нем в ходе лектория в Бизнес- союзе предпринимателей и нанимателей им. проф. М.Кунявского рассказал Людольф-Георг фон ВАРТЕНБЕРГ — один из видных представителей немецкой деловой общественности.

Формация бизнес-союзов Германии, восходя в своих истоках к средневековым мануфактурам, окончательно оформилась в самостоятельную экономико-политическую силу после второй мировой войны. Сегодня она имеет сложную иерархическую структуру с многочисленными отраслевыми и региональными союзами, венчают которую четыре объединения: Немецкий союз торгово-промышленных палат, Ремесленная палата Германии, Федеральный союз работодателей и Федеральный союз немецкой промышленности.

Любопытно, что в отношении первых двух для субъектов хозяйствования законодательно закреплено обязательное членство. Так, Ремесленная палата Германии объединяет 53 региональные ремесленные палаты и 36 объединений, в которые входят в основном представители мелких форм бизнеса: автомастерские, ателье, пекарни и т.д. Интересы более крупных субъектов хозяйствования представляет Немецкий союз торгово-промышленных палат, насчитывающий 82 региональных подразделения. Оба союза в основном сосредоточены на решении общеэкономических проблем в рамках тарифно-фискальной политики, внешнеэкономической деятельности и т.д.

Диалог с профсоюзами, как правило, ведется посредством Федерального союза работодателей (насчитывает 54 структурных подразделения), а узкоотраслевые вопросы решаются через 34 объединения, входящие в Федеральный союз немецкой промышленности.

В рамках ГЧП бизнес-союзам Германии отведена роль т.н. центров компетенции. Обладая полной информацией на местах, они выступают в роли консультантов правительства и парламента, принимают участие в разработке законопроектов, налаживают связи с бизнесменами других стран. На них также возложена госфункция органов по регистрации вновь создаваемых предприятий и подготовка кадров для различных отраслей.

О значимости объединений предпринимателей в экономической жизни страны говорит хотя бы тот факт, что в их годовых собраниях принимает участие канцлер Германии, а в комиссиях на постоянной основе работают министры.

Отличительной чертой четырех ключевых бизнес-союзов является то, что интересы предпринимательства представляются опосредованно, поскольку их членами являются не субъекты хозяйствования, а объединения отраслевого и регионального уровней. Рядовые бизнесмены зачастую даже не знают, к какой вышестоящей структуре относится их региональное объединение. Это, однако, не мешает достаточно эффективно отстаивать интересы немецкого капитала, о чем, в частности, свидетельствует практически 100-процентный охват добровольным членством предприятий химической и автомобильной промышленности, среди поставщиков комплектующих показатель достигает 80%.

Следует учитывать, что предприниматели согласны платить немалые членские взносы. Так, в отраслевых объединениях Федерального союза немецкой промышленности они привязываются к обороту предприятий, достигая 0,05%. Разумеется, просто заниматься благотворительностью, перечисляя такие деньги, никто не хочет, а потому спрос за отстаивание интересов бизнеса велик.

О поддержке немецкой модели функционирования бизнес-союзов в интервью «ЭГ» заявил председатель БСПН им. проф. М.Кунявского Георгий БАДЕЙ:

— Она действительно реализует принцип трипартизма, при котором идет конструктивный диалог между государством (властями земель), бизнесом в лице объединений и профсоюзами.

В свое время мы достаточно глубоко изучили немецкий опыт и попытались применить его в работе БСПН. Хотя не все получилось, по объективным причинам. К примеру, по аналогии с немецкими коллегами мы создали сеть региональных представительств союза — в каждой области, но оказались экономически не в состоянии ее содержать. Да, будь у нас не двести членов, а хотя бы две тысячи, все бы получилось. Сегодня в Германии членская база насчитывает сотни тысяч предприятий, там совсем другой масштаб работы. Да и членские взносы субъекты хозяйствования могут относить на затраты, чего нам до сих пор добиться не удалось.

Эффективность немецкой модели еще и в том, что союзы объединяют юридические, а не физические лица, максимально эффективно отстаивая корпоративный интерес. Наши предпринимательские структуры используют как первый, так и второй вид членства.

Иной и уровень взаимодействия с органами власти. В Германии представители бизнес-союзов не только активно участвуют в законотворческом процессе, но и за одним столом с чиновниками муниципалитетов распределяют, куда потратить бюджетные средства. И это оправданно, ведь предприятия — основные налогоплательщики.

В противовес Германии у нас абсолютно не видна роль объединений предпринимателей в подготовке кадров, достаточно формально участие в обсуждении генсоглашения с правительством и профсоюзами в части заработной платы, которая в большей степени привязывается к директивным документам исполнительной власти.

На волне либерализации белорусское правительство также активней стало привлекать нас к обсуждению различных законотворческих инициатив, а высокопоставленные чиновники все чаще посещают наши мероприятия (к примеру, министр экономики Николай Снопков участвовал в юбилейном XX съезде БСПН). Однако этим тенденциям еще предстоит обрести системный характер.

Подготовил  Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by