Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что мешает союзной экономике?

Одни политики уверены: Союзное государство, решение о создании которого было принято десять лет назад, состоялось. У него есть граница, практически единая таможня, свобода передвижения людей и капиталов, тесное военно-техническое сотрудничество. По мнению других, формирование Союза Беларуси и России неоправданно затягивается, их экономики развиваются и действуют по совершенно разным стандартам, а потому в ближайшей перспективе интегрироваться не смогут. К тому же откладывается и подписание Конституционного акта...

Одни политики уверены: Союзное государство, решение о создании которого было принято десять лет назад, состоялось. У него есть граница, практически единая таможня, свобода передвижения людей и капиталов, тесное военно-техническое сотрудничество. По мнению других, формирование Союза Беларуси и России неоправданно затягивается, их экономики развиваются и действуют по совершенно разным стандартам, а потому в ближайшей перспективе интегрироваться не смогут. К тому же откладывается и подписание Конституционного акта.

Естественно, что вопросы развития экономики затрагивались в ходе пленарного заседания юбилейной, XXX сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России, которое состоялось на прошлой неделе в Новополоцке.

Первый заместитель председателя Парламентского собрания, спикер Палаты представителей Беларуси Владимир Коноплев считает: поскольку хозяйственные комплексы двух стран исторически взаимосвязаны и взаимодополняемы, то синхронизация действий в области экономики чрезвычайно важна. На проходившем весной в Минске заседании правительства двух стран определили четкие подходы к развитию экономики в рамках союзного строительства. Так, были приняты балансы до 2020 г. по топливно-энергетическим ресурсам, намечены перспективы развития транспортной системы. Уже многое успели сделать для формирования правовых основ общей финансовой системы.

Налицо результаты и в социальной сфере. В процессе ратификации находится соглашение, которое даст возможность гражданам Союзного государства свободно перемещаться и работать как в России, так и в Беларуси. Значительно упрощены процедуры решения пенсионных вопросов. Приняты документы об оказании экстренной медицинской помощи гражданам одной страны, оказавшимся на территории другой. Выполняются совместные программы по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы.

Что касается нестыковки российской и белорусской экономик, то здесь будет уместно привести мнение депутата Госдумы Владимира Никитина, возглавляющего в Парламентском собрании комиссию по бюджету и финансам. По его словам, разговоры о том, что наши экономики совершенно разные и никогда не смогут работать сообща, что "командно-административная экономика Беларуси противоречит рыночной в России, семимильными шагами движущейся к западным стандартам, — глупость и чепуха". На самом деле наши экономики не так уж сильно отличаются.

А в последнее время вообще более уместно говорить о сближении, поскольку путь экономических преобразований в Беларуси, где сохраняется государственный контроль над важнейшими сферами экономики, себя оправдал. Россияне также приходят к выводу, что "в отраслях, связанных с инфраструктурой, производством, социальными вопросами, природными ресурсами, требуется государственное присутствие".

На какие экономические проблемы, по мнению союзных парламентариев, следует обратить внимание в первую очередь? Как выяснилось в ходе пленарного заседания, требует более энергичного решения проблема формирования союзной собственности. На средства союзного бюджета из года в год создается союзное имущество. Например, введен в строй Центр радиационной медицины в Гомеле, идет подобное строительство и в России. Однако до сих пор эти объекты не зарегистрированы как союзная собственность. Поскольку она построена или создана на средства союзного бюджета, значит, является не российской и не белорусской. Депутаты опасаются, что промедление с решением вопроса может привести к негативным последствиям. Это имущество, например, может быть продано или вообще исчезнуть, как выразился один из российских депутатов — "раствориться". В этой связи определенные надежды возлагаются на недавно подписанное Соглашение о регулировании вопросов союзной собственности.

Понятно, что в ходе сессии парламентарии не могли обойти вопрос о стоимости газа для Беларуси. Спикер союзного Парламентского собрания Борис Грызлов заявил, что хозяйствующие субъекты Беларуси и России должны сами найти взаимоприемлемое соглашение. Поскольку Газпром при расчетах конечной суммы исходил из цены, сформированной на бирже, а белорусская сторона считает ее неприемлемой, то, по его мнению, представители хозяйствующих субъектов Беларуси должны дать свои встречные предложения. В итоге этот вопрос в ходе заседания практически не обсуждался.

В то же время ряд российских депутатов солидарен со своими белорусскими коллегами и считает, что единое экономическое пространство предполагает сближение условий деятельности предприятий, в том числе и в области цен. По их мнению, цена на газ для Беларуси не должна отличаться от цены для Смоленской области. Тем более что Беларусь является союзником, выполняющим важные функции в сфере обороны и безопасности РФ.

Очень активно такую точку зрения отстаивал депутат Госдумы Анатолий Локоть. Поскольку на российский рынок поступает 75% белорусского экспорта, среди которого комплектующие для продукции, используемой как внутри РФ, так и поставляемой за рубеж, то в итоге после подорожания энергоресурсов для Беларуси вырастут в цене и станут менее конкурентоспособными на мировом рынке российские товары.

Кстати, была затронута и тема подготовки Конституционного акта. Его принятие должно активизировать решение не только политических, но и экономических процессов. По словам Бориса Грызлова, планируется, что к концу этого года проект документа будет представлен Высшему Госсовету Союзного государства.

В ходе заседания был утвержден отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета за 2004 г., приняты новая редакция регламента Парламентского собрания и новая редакция порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства, рассмотрены иные вопросы.

Кроме того, в связи с намерением Литвы построить вблизи границы Союзного государства хранилище отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов депутаты обратились к ряду международных организаций с призывом принять активное участие в обсуждении вопроса с целью выбора наиболее оптимального варианта решения проблемы. Также принято заявление, в котором выражена озабоченность участившимися со стороны США и некоторых стран ЕС резкими высказываниями в адрес руководства Беларуси.