Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что мешает росту экономики? Налоги выше российских, отстающие госпредприятия, проблемы в образовании и…

Жанна Тарасевич

Бизнес-климат потеплел, а стало ли легче вести бизнес? Новичкам – да, а вот те, кто давно в деле, расходятся во мнении на этот счет, отмечает Жанна ТАРАСЕВИЧ, сопредседатель и директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского. Мы попросили ее от имени бизнеса оценить, как меняются условия хозяйствования в стране, что сделано и что еще надо сделать.

– Жанна Казимировна, в последние годы бизнес-союзы немало сделали для изменения делового законодательства. Что можно засчитать в достижения?

– Плюсом мы считаем появление новой редакции Налогового кодекса. Она принята еще в 2018-м, однако полноценно действие этого документа бизнес оценил в 2019 г., когда полностью перешел на работу по новым правилам. Основная масса предприятий, и частных, и государст­венных, обращает внимание на улучшение налогового администрирования. Да и переход на новые нормы ввиду их качественной подготовки прошел в целом без сюрпризов, поскольку и сам кодекс, и принятые в его развитие нормативные акты хорошо адаптированы к реалиям, учитывают интересы бизнеса.

Отменен Указ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», за что долгое время боролись бизнес-­союзы.

И хоть в НК появилась ст. 33, во многом дублирующая нормы этого Указа, как показала право­применительная практика, каких-то серьезных негативных по­следствий она не имела. Важно то, что нет больше реестра так называемых лже­предпринимателей, куда субъекты хозяйствования зачастую попадали лишь по формальным признакам (не сообщил своевременно госорганам о смене места нахождения юридического адреса, опоздал с подачей налоговой декларации). Отмена Указа № 488 – это положительный шаг для деловой репутации бизнеса.

Порадовала начатая реформа лицензирования. Долгожданный Указ от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования» упрос­тил получение лицензий по ряду видов деятельности.

В том числе в медицине упразднены барьеры, которые не давали расширятся частным организациям. Я имею в виду вопросы стажа и категорийности медработников. И что важно: Указ № 326 запланировал дальнейшее совершенствование лицензирования, в т.ч. разработку специального закона. Сейчас в этом направлении идет довольно активная работа. Минэкономики анализирует, что еще можно было бы упростить, а в каких видах деятельности и вовсе отказаться от лицензирования.

Произошли некоторые подвижки в либерализации ценообразования. С принятием постановления Совмина от 27.11.2019 № 799 из сферы регулирования цен исключены ортодонтические услуги.

Мы убеждены, что движение в этом направлении надо продолжить, распространив свободное ценообразование и на стоматологические услуги в целом.

Некоторые чиновники пытаются оправдать контроль за ценами социальной политикой. Однако мы не согласны с таким подходом, ведь в Беларуси любой гражданин при желании может обратиться в государст­венное медицинское учреждение за бесплатными стоматологическими услугами, и свободное ценообразование в платном сегменте никак не нарушает принципы социального государства.

Плюсом стало выравнивание условий хозяйствования в отдельных отраслях. Например, в жилищно-коммунальном хозяйстве с принятием постановления Совмина от 02.12.2019 № 826 появилась возможность получить подряд на оказание услуг на конкурсной основе, при этом победитель определяется не только по минимальной цене, но и по набору критериев, свидетельствующих о его компетенциях и надежности.

Для совершенствования арендных отношений заработала специальная комиссия при Совмине. Более упорядоченной стала деятельность советов по развитию предпринимательства и общественно-консультативных советов при различных органах госуправления. Были и другие позитивные моменты.

– Изменения, конечно, радуют. А стало ли легче делать бизнес в Беларуси? Что говорят предприниматели?

– С одной стороны, вхождение в бизнес – регистрация, получение лицензий, поиски аренды и пр. – все это, безусловно, упростилось. По­этому можно говорить, что сегодня в Беларуси достаточно благоприятные условия на старте.

С другой стороны, те, кто уже давно в бизнесе, говорят, что им легче не стало, а некоторые даже жалуются на ухуд­шение условий. Где-­то сузились рынки сбыта, выросла конкуренция, обострился дефицит кадров, увеличились затраты…

Хотя справедливости ради стоит отметить, что белорусский бизнес, и молодой, и тот, что уже в возрасте, сохраняет достаточно высокую ак­тивность.

Проведенное в рамках проекта ПРООН анкетирование в двух районах Минской области показало, что порядка 70% субъектов хозяйствования смогли выйти на новый уровень работы: расшириться, освоить новые виды деятельности, выйти на новые рынки.

Есть и тревожные нотки. Более половины опрошенных полагают, что в Беларуси условия для ведения своего дела все еще хуже, чем в сопредельных странах. Многие подумывают о том, чтобы перенести свой бизнес за рубеж.

– Что, на ваш взгляд, может сулить бизнесу углубление интеграции с Россией? В частности, на­сколько реальна унификация налогового законодательства?

– Если сравнивать налоговые кодексы двух стран, то в Беларуси более простое налоговое администрирование. В этом мы продвинулись дальше россиян. При этом в России меньше налоговая нагрузка.

Готова ли Россия в рамках унификации взять лучшее из нашего опыта администрирования? Не уверена.

Может ли Беларусь снизить ставки налогов до российского уровня? Тоже сомневаюсь. Снижение налоговой нагрузки потребует пропорционального сокращения расходов гос­бюджета, притом что власти рассуждают о важности наращивания трат на социальные нужды.

В России социальный налог относится к налоговой системе. У нас это социальное страхование, которое перераспределяется через ФСЗН. Нам еще предстоит непростая пенсионная реформа. Не думаю, что россияне примут наши условия по переходу на пенсионное страхование.

Если брать такой аспект интеграции, как открытость рынков товаров и услуг, то уже сегодня субъекты хозяйствования стран ЕАЭС во многом работают по единым правилам, в частности, действуют общие тех­регламенты. К тому же все страны ЕАЭС (за исключением пока Беларуси) являются членами ВТО, на их территории действуют правила дан­ной организации, и мы, находясь в экономическом союзе, де-факто приняли на себя правила ВТО, торгуя на этих рынках.

Бизнесу нужны не только общие благоприятные условия. Не менее важно, чтобы изменение правового поля было предсказуемо. Как оцениваете второе условие, в т.ч. в свете интеграционных процессов?

– На национальном уровне все более-менее предсказуемо. Есть план законотворческой деятельности, про­екты постановлений и указов поступают в бизнес-союзы, выносятся на обсуждение на ОКС, начинает практиковаться оценка регулирующего воздействия. В целом есть системный подход.

Достаточно прозрачна работа над­национальных органов ЕАЭС. Иное дело, что у белорусских бизнес-союзов банально не хватает ресурсов и финансовых возможностей, чтобы обеспечить качественную эксперт­ную оценку проектов, которые готовит ЕЭК.

А вот о предсказуемости интеграционных процессов с Россией и того, как это повлияет на условия работы субъектов хозяйствования, пока говорить не приходится. Никто ведь не знакомил нас с содержанием дорожных карт на этапе их обсуждения и согласования. Непонятно, насколько они отражают интересы субъектов хозяйствования. При этом мы понимаем, что если эти карты утвердят, то изменения отечественного законодательства будут стремительными.

– Жанна Казимировна, почему отмеченные вами положительные изменения бизнес-климата пока не сказались на ускорении экономического роста в стране? Все-таки для развивающейся экономики темп прироста на уровне 1% – это ничто. Это стагнация.

– На наш взгляд, в числе ключевых сдерживающих факторов – недостаточно эффективный менедж­мент на предприятиях, причем как государственных, так и частных. Между тем, пока не будут найдены точки роста для каждой отдельной компании, сложно говорить об ускорении всей экономики. Пока, за исключением IT-сектора и международных грузоперевозок, мы не видим устойчивых и значимых точек роста.

Развитие также сдерживается чрезмерно большим госсектором в белорусской экономике, что усугубляется применяемой к нему протекционистской политикой. Еще один тормоз – проблема неплатежей, которая также в значительной мере порождена государственными пред­приятиями и организациями. Плохие долги порождают недоверие между предприятиями, мешают строить стратегические планы развития.

Кроме того, государство, на наш взгляд, чрезмерно увлеклось самозанятыми и микробизнесом. Да, развитие агротуризма, ремесленной деятельности – это хорошо, но данные секторы не влияют заметно на прирост экономики и при этом отвлекают на себя часть трудовых ресурсов. Условно: у человека были деньги только на хлеб, теперь есть на хлеб и масло – он более-менее доволен, но мотивов дальше расти и развиваться у него нет.

Считаем, что достаточно тепличные условия для микробизнеса и от­сутствие поддержки для средних предприятий не стимулируют пред­приятия к росту. При этом какими бы гибкими ни были малые компании, эффект масштаба и рост в основном достигаются на уровне среднего и крупного бизнеса. Вот и получается, что реальный рост белорусской экономики существенно отстает от амбициозных планов правительства.

На чем, на ваш взгляд, наиболее целесообразно сейчас сосредоточиться властям и деловому сообществу в совершенствовании условий хозяйствования?

– В числе приоритетных я бы назвала фискальную политику. Увы, реформа налогового законодательства почти никак не сказалась на фискальной нагрузке: ставках налогов, неналоговых платежах и прочих обязательных отчислениях.

Были лишь точечные изменения вроде упразднения НДС при оказании фотоуслуг населению. При этом к такой важной реформе, как справедливое перераспределение между нанимателем и работником отчислений в ФСЗН, власти даже не подступили. Хотя эти планы были обозначены еще в 2010 г. с выходом Директивы № 4.

Полагаю, пора, наконец, приступить к приватизации, причем прин­ципиально здесь даже не столько разгосударствление, сколько ре­структуризация неэффективных государственных бизнесов. Где-то надо избавиться от непрофильных активов, где-то сократить избыточную численность работников.

Куда продуктивней не содержать лишний штат работников, а создать условия для появления новых рабочих мест для высвобождающихся трудовых ресурсов.

Если мы рассуждаем о социальной сфере, то должны понимать, что финансировать ее можно не только за счет госбюджета, но и средств инвесторов. Надо создавать условия для того, чтобы предприниматели при­шли в образование, науку, здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Еще одна актуальная задача – подготовка и переподготовка кадров. Пришло время начать серьезную реформу образования. Ее невозможно провести ни отдельно силами бизнеса, ни отдельно стараниями государства. Здесь нужна консолидация всех заинтересованных сторон.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения  в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by