Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
COVID-19
07.04.2020 4 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №26 (2325) от 07.04.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что грозит за нарушение постановления о недопустимости роста цен?

Фото: trn-news.ru

Как известно, 30 марта 2020 г. было принято постановление Совмина № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке» (далее – постановление). В нем установлено требование к субъектам хозяйствования не допускать повышения цен (тарифов) выше 0,5% ежемесячно.

Какие возможные последствия на­ступят для того, кто нарушит данное постановление?

Во-первых, есть общая ст. 12.4 КоАП:

1. Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до сорока базовых величин.

2. Нарушение установленных упол­номоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рен­табельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в двукратном размере разницы ме­жду фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

Представляется, что п. 2 не должен применяться.

Ведь постановление не вводит ни одного из предусмотренных данным пунктом ограничения: нет ни фиксированной или предельной цены (тарифа), ни предельного норматива рентабельности, ни предельных оптовых и (или) торговых надбавок (скидок).

Постановление регулирует некий размер ежемесячного повышения (что-то вроде индекса).

Во-вторых, отдельная мера ответственности предусмотрена в отношении розничной торговли.

Так в ч. 2 п. 3 постановления установлено, что несоблюдение ассортиментного перечня товаров, превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 1 апреля 2020 г. (без учета снижения цен на время проведения мероприятий, направленных на про­движение товаров и привлечение покупателей), необходимо считать грубым нарушением правил торговли, влекущим за собой последствия в соответствии с законодательством.

Статья 12.17 КоАП «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» относительно мягкая: нарушение правил торговли и оказания услуг населению влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

Таким образом, получается, что специальная ответственность для розничных продавцов может не остановить их от повышения цен.

Кроме того, отследить данные по ценам на 1 апреля 2020 г. по всей номенклатуре товаров тяжело. На­пример, куриные яйца одного производителя, сорта, наименования все­гда можно заменить яйцами другого производителя, сорта, наименования и т.д.

В отношении же производителей и оптовиков применить меры ответственности достаточно затруднительно с учетом ограничений по проведению проверок, установленных в Указе Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании конт­рольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», а также с отсутствием достоверной информации о текущем уровне цен, который должен использоваться в качестве базы для сравнения. Цены в первичных учетных документах могут отличаться за счет применения скидок, отсрочек, условий поставки. Производитель всегда вправе поменять номенклатуру и наименование товара, сформировав новые цены.

Стоит отметить, что постановление вступает в силу после его официального опубликования и действует до 30 июня 2020 г.

Это означает, что если действие постановления не продлят, то тяжело представить ситуацию, когда после 30 июня 2020 г. за его нарушение будут применять административную ответственность.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений