$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

ЧТО ГОТОВИТ ПРОЕКТ ДОГОВОРА ЕАЭС©

16.05.2014

Договор о Евразийском экономическом союзе, который планируется подписать 29 мая, определит новые правовые основы формирования евразийской интеграции. С его вступлением в силу ЕАЭС станет организацией с наднациональными полномочиями. Проект документа не ограничивает международную правоспособность участников в международных организациях, однако в ряде сфер определяет единые нормы регулирования, а по ряду направлений устанавливает, что страны ведут согласованную политику (например, в сфере транспорта, промышленности, финансов, АПК), что, безусловно, скажется на пределах полномочий стран — участниц ЕАЭС на международной арене. Кроме того, в случае коллизии положений договора с нормами белорусского законодательства будут применяться его нормы.

Наши читатели уже могли ознакомиться с положениями проекта договора в сфере регулирования финансовых рынков (см. «ЭГ» № 29 от 15.04.2014 г.). Рассмотрим теперь ряд норм, посвященных внешней торговле.

Сфера таможенного регулирования практически выведена из Договора. В нем рассматриваются лишь основные принципы функционирования ТС, которые не отличаются от действующих. Создание свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов остается сферой регулирования отдельных соглашений, заключенных 18.06.2010 г. — о складах и таможенной процедуре свободного склада и по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон в Таможенном союзе и таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Единое таможенное регулирование будет осуществляться в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС. Этот документ разрабатывает рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства. Планируется, что он вступит в силу одновременно с Договором.

При перемещении товаров во взаимной торговле государства-члены вправе устанавливать собственные ограничения в случае, если они необходимы для охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, а также ряд других оснований неэкономического характера. Аналогичные исключения из единства внутреннего рынка возможны и в законодательстве Евросоюза.

Во внешнеторговой политике Договор определяет возможность заключения Евразийским экономическим союзом соглашений в сферах, в которых органы Союза принимают обязательные для государств-членов решения. Сейчас проект договора содержит два варианта компетенции для заключения таких соглашений: либо непосредственно Союзом, либо совместно с государствами-членами. В Европейском союзе заключение таких соглашений относится к исключительной компетенции ЕС при определенной «смешанности» (mixity) действий во внешних вопросах. В частности, такими являются соглашения о зоне свободной торговли с третьими странами или объединениями стран. В настоящее время Евразийская экономическая комиссия (далее — ЕЭК) ведет переговоры о заключении соглашения с Вьетнамом на основании решения Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 г.

Во внешней торговле услугами предполагается сохранить действующий порядок, государства-члены осуществляют координацию в торговле с третьими странами.

В сфере таможенно-тарифного регулирования Договор сохранит действующие подходы в применении единых правил определения страны происхождения товаров, использовании системы тарифных преференций, Единого таможенного тарифа, единой Товарной номенклатуры ВЭД. Регулирование этих вопросов отнесено к компетенции ЕЭК.

В сфере нетарифного регулирования действующие соглашения кодифицируются и включаются в текст Договора (в частности, приложение № 9 посвящено мерам нетарифного регулирования в отношении третьих стран). Решения о применении мер нетарифного регулирования принимает ЕЭК. Однако государства-члены продолжат применять меры нетарифного регулирования в случаях, предусмотренных Договором.

Защитные меры

Договор предусматривает применение действующих специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Кроме того, допускается возможность применения мер защиты на двусторонней основе в соответствии с международным договором Союза с третьей стороной об установлении режима свободной торговли. Целью таких мер должно являться устранение негативного воздействия импорта из этой третьей стороны.

В проекте Договора уточнена терминология мер защиты для облегчения ее понимания бизнесом и правоприменения. В частности, введены понятия «предварительная антидемпинговая пошлина», «предварительная компенсационная пошлина», «предварительная специальная пошлина». Договор уточняет сроки введения предварительных пошлин. Вводится новый вид защиты — специальная квота, под которой понимается установление определенного объема импорта товара на таможенную территорию ЕАЭС, в рамках которого товар поставляется без уплаты спецпошлины, а свыше этого объема — с уплатой. Порядок применения этой меры будет определяться решением ЕЭК. Усовершенствованы правила проведения расследования для применения мер защиты внутреннего рынка, стали более четкими сроки, отдельные этапы расследования, порядок обжалования результатов, приняты меры по повышению информированности всех заинтересованных лиц.

Нормы, касающиеся защиты внутреннего рынка, уточнены и дополнены с учетом норм ВТО. Наиболее существенные изменения коснулись антидемпинговых мер. Договор устанавливает возможность применения антидемпинговой пошлины в отношении товара, выпущенного в свободное обращение на территории Союза до даты введения предварительных антидемпинговых пошлин, но не ранее 90 календарных дней, если по результатам расследования в отношении товара установлено, что:

1) ранее имел место демпинговый импорт, который наносил ущерб, или импортер знал или должен был знать, что экспортер поставляет товар по цене ниже его нормальной стоимости и что такой импорт товара может нанести ущерб;

2) ущерб нанесен существенно возросшим демпинговым импортом в течение относительно короткого времени, который с учетом продолжительности и объемов, а также других обстоятельств (в т.ч. быстрого роста складских запасов импортируемого товара) может значительно уменьшить восстановительный эффект от введения антидемпинговой пошлины.

При этом импортерам товара должна быть представлена возможность дать комментарии. Это изменение направлено на совершенствование действующих норм путем введения ретроактивного применения антидемпинговых мер на территории Союза в соответствии с положениями ВТО.

Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры

В проекте Договора сохраняются ныне действующие подходы в применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных мер: под их действие попадут товары, включенные в соответствующие единые перечни. При этом перечни единых требований будут утверждаться актами ЕЭК.

Формы соответствующих сертификатов (например, ветеринарных), подтверждающих соблюдение требований, утверждаются либо ЕЭК, либо носят международный характер (например, фитосанитарные сертификаты применяются по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений). Порядок выдачи ветеринарных сертификатов останется в национальной компетенции. В отношении ветеринарного контроля пока нет единой позиции о том, чем будут утверждаться Правила регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств, диагностических средств, кормовых добавок, дезинфицирующих, дезинсекционных и дезакаризационных средств. Сейчас редакция проекта Договора содержит два варианта: утверждение отдельным международным соглашением либо актами ЕЭК и законодательством государств — членов ЕАЭС.

Дискуссионным остается вопрос проведения уполномоченными госорганами совместного контроля в этой сфере. Кроме того, в проекте Договоре появилась новация о том, что уполномоченные органы в области ветеринарии проводят аудиты официальных зарубежных систем надзора и проверки (объектов ветеринарно-санитарного контроля). Порядок аудита будет утверждаться актами ЕЭК. Проведение такого аудита зарубежной официальной системы надзора будет являться основным принципом для обеспечения безопасности подконтрольных товаров при их производстве, переработке, транспортировке и/или хранении в третьих странах.

Тамара БУРДИНА, аналитик