$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЧТО ЕСТЕСТВЕННО, ТО И МОНОПОЛЬНО

28.05.2010

Призыв главы государства о замене монополии конкуренцией нашел бурный отклик у предпринимателей. Но реализовать его на практике будет весьма непросто. Во-первых, из-за описанного еще Марксом стремления любой компании к монополии в своей сфере, а во-вторых, потому, что если в странах с рыночной экономикой законодательство старается стимулировать развитие конкурентной среды, то у нас наоборот — зачастую поощряет монополизм. А основой его являются структуры, именуемые «естественными монополиями».

Термин этот появился в начале XX века в период создания в США антитрестовского (антимонопольного) законодательства, которое до сих пор является предметом споров дл экономистов и политиков. Сторонники этого института утверждают, что в ряде случаев удовлетворение спроса эффективней, а издержки на единицу продукции ниже, если конкуренция на товарном рынке отсутствует. Эта теория успешно реализуется на постсоветском пространстве, в т.ч. и у нас.

Так, в соответствии с Законом от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях» таковыми считается «система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары».

Сферами деятельности субъектов естественных монополий согласно ст. 3 Закона № 162-3 признаются транспортировка по магистральным и распределительным трубопроводам нефти, нефтепродуктов и газа; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; ряд услуг железнодорожного транспорта, терминалов, аэропортов; обслуживание, эксплуатация воздушных трасс и управление воздушным движением. Субъектами естественных монополий по решению Минэкономики признаны 29 организаций, которые занесены в соответствующий реестр, размещенный на сайте министерства http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf.

Генератор инфляции

Поскольку эти субъекты хозяйствования являются безальтернативными поставщиками ряда услуг, возникает необходимость в некотором ограничении их деятельности, а также контроля в ценообразовании. Данная функция также возложена на Минэкономики.

Тем не менее проблема опережающего роста тарифов монополистов по сравнению с остальными ценами периодически обостряется. К примеру, в 2000 г. БЖД серьезно разогревала инфляцию, т.к. темп роста ее тарифов в пригородном и внутриреспубликанском сообщении опережал потребительские цены в полтора раза. Аналогичное соотношение складывалось между тарифами грузовых перевозок и ценами производителей промышленной продукции. К середине десятилетия ситуация изменилась. Рост тарифов был не столь внушительным, а их абсолютное значение ниже, чем в соседних странах, что позволяло проводить социально ориентированную политику по отношению к населению и субсидировать отечественных производителей.

Мировой финансово-экономический кризис вновь изменил положение дел. В 2008–2009 гг. для субъектов хозяйствования рост тарифов оказался весьма болезненным. Причем этому способствовало именно монопольное положение БЖД, о чем свидетельствует сравнение объемов перевозок и тарифов железнодорожным и автомобильным транспортом.

При определении стоимости перевозок определяющее значение имеют конъюнктура рынка и цены на топливо. На первый взгляд, все транспортники находятся здесь примерно в равных условиях, и динамика показателей должна быть схожей. Однако если в 2009 г. автомобильные перевозчики, увеличив доставку грузов на 0,3%, подняли тарифы на 9,8%, то железнодорожный транспорт, сократив перевозки на 9,1%, одновременно увеличил расценки на 58,8%. Монопольное положение позволило железнодорожникам без труда обойти правило рынка: чем меньше спрос, тем ниже цены. Столкнувшись с неблагоприятной внешней конъюнктурой, железная дорога из донора белорусской экономики достаточно быстро превратилась в реципиента. А рост тарифов усугубил и без того нелегкое финансовое состояние многих предприятий.

Гораздо скромнее вели себя тарифы связи, темпы роста которых в последние три года были медленнее, чем на остальные товары и услуги. Однако причиной тому была скорее всего конкуренция со стороны активно развивающейся мобильной связи. Заметим, что достаточно долго из-за монопольного положения РУП «Белтелеком» стоимость интернет-услуг у нас была выше, чем в других странах. И лишь ставка на широкополосный Интернет, который стали рассматривать как серьезный инструмент по наращиванию услуг населению, позволяющий выполнять доводимые прогнозные задания по темпам роста, подтолкнула к снижению цен (см. табл. на с. 23).

С другой стороны, стабильность тарифов, которую в последние годы, к примеру, демонстрирует РУП «Белпочта», не устраняет проблем, вызванных искусственным созданием монополии на подписку и доставку печатных СМИ.

Взять и поделить

При экономическом обосновании цен и тарифов естественных монополий учитываются затраты, налоги, потребность в инвестициях и ряд других параметров. Однако на практике можно всегда оправдать практически любое повышение цен. При этом если у предприятий, работающих в условиях конкуренции, есть серьезный стимул к сокращению издержек, то у монополистов его нет. Это одна из главных проблем, преодолеть которую может только выделение в структуре естественных монополий направлений, где возможно создание конкурентной среды, как это делают на Западе. К примеру, по своей природе объектом монополии являются железнодорожные пути, но не подвижной состав; каналы телефонной связи, но не ремонтная техника; трубопроводы, но не компрессорное оборудование. Руководствуясь такой логикой, правительства ряда государств провели принудительное организационное разделение монополистов.

В Швеции и Финляндии обособили инфраструктуру и эксплуатационную составляющую железной дороги. В США разделили добычу, транспортировку и распределение газа.

Там же, где подобные механизмы применить сложно, конкуренцию на рынке заменили конкуренцией за рынок. Одно из таких решений — выдача по конкурсу частным компаниям франшиз на монопольное производство товаров и услуг, где определяющим фактором отбора становится их минимальная цена.

Примечательно, что на Западе значительная часть естественных монополий является частными, что не мешает им успешно решать социально значимые общественные задачи, причем эффективнее, чем государственные организации. Например, профессор Нью-Йоркского университета Эмануэль Савас в своем исследовании отмечал, что в свое время у государственной корпорации «Японские национальные железные дороги» быстро упали грузовые и пассажирские обороты после прихода на рынок частных железнодорожных компаний, предложивших значительно более низкие тарифы. В Греции частники сократили оборачиваемость грузовых вагонов до 2—3 дней, тогда как у их государственных коллег она составляла до 30 дней.

Анализ работы систем водоснабжения США показал, что у частных компаний тарифы оказались примерно на треть ниже благодаря более высокой производительности труда и рациональному использованию капитала по сравнению с государственными.

Обуздание жадности

В последние десятилетия за рубежом существенно усовершенствован контроль за деятельностью естественных монополий. В США в большинстве штатов начали навязывать монополистам цену на уровне средних издержек, которую назвали «ценой, обеспечивающей справедливую прибыль». Государственные комиссии следят, чтобы компании не «накачивали» издержки за счет закупок по завышенным ценам и установления высокой заработной платы.

С конца 80-х годов в США и Великобритании практикуется регулирование тарифов без жестких ограничений нормы прибыли. При этом на согласованный срок (4—5 лет) устанавливается формула расчета ежегодного тарифа. В Великобритании цены естественных монополий привязали к индексу розничных цен, в США — к дефлятору ВВП. К достоинствам такой модели относят прозрачность ценообразования и упрощение государственного регулирования. Но есть и недостатки: вероятность недоинвестирования в случае низкой инфляции или дефляции.

При этом в мире растет количество противников выделения естественных монополий, обладающих особым статусом, который защищает их доминирующее положение на рынках. Например, в России независимые экономисты и СМИ резко критикуют «Газпром», имеющий монополию как на добычу газа, так и на его экспорт. Из года в год показатели этой корпорации ухудшаются. Так, с 1993 по 2009 гг. добыча газа упала на 17,5% (для сравнения в Узбекистане она выросла в 1,5 раза, а в Казахстане — в 5,8). А вот удельные расходы по добыче газа в расчете на баррель нефтяного эквивалента у «Газпрома» выросли с 2000 по 2008 г. в 3,9 раза, тогда как у аналогичных компаний — не более чем на 60%. Зато корпорация приобрела много новых добывающих активов (не разрабатывая месторождений) и стала одним из основных двигателей мировых цен на энергоресурсы, да и на внутреннем тоже — в 8,25 раз с 2000 по 2010 г.

Существенно изменились и прежние модели и методы антимонопольного регулирования, отмечает аналитик Исследовательского центра ИПМ Елена Ракова. Прежний незыблемый монолит естественных монополий с одной стороны разрушают современные технологии (рынок мобильной связи потеснил стационарную), с другой — повсеместно применяются новые инструменты развития конкуренции.

Один из таких инструментов — усиление прозрачности деятельности корпораций. Установление цен и тарифов, зарплат и премий топ-менеджменту, сделки, включая закупки, финансовые результаты, став достоянием гласности, позволяют гражданам понять, кто зарабатывает лишнее на нуждах других и куда идет полученная сверхприбыль. А тогда можно сделать выводы: нужны ли обществу монополии, в том числе естественные, и не пора ли заменить некоторые из них рыночными механизмами.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях