Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38 (2535) от 27.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5432
EUR:
2.6454
RUB:
4.1545
Золото:
150.87
Серебро:
1.79
Платина:
77.11
Палладий:
163.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЧТО БЫ ВЫГОДНО ПРОДАТЬ?

Правительство рассматривает концепцию развития экспорта
Правительство рассматривает концепцию развития экспорта

Больше продавать, чем покупать, Беларусь сможет только после проведения реструктуризации своих основных производств, модернизации технологий, перехода на инновационное развитие. Двигаясь в этом направлении, наша страна к 2010 г. могла бы выйти на положительное внешнеторговое сальдо, указывается в Концепции Национальной программы развития экспорта, подготовленной МИДом совместно с Институтом экономики Национальной академии наук Беларуси.

"Одна из причин отрицательного сальдо- производство неконкурентоспособной продукции, сбыт которой искусственно поддерживается за счет льготирования  и скрытого субсидирования", - констатируется в документе. При этом, по мнению разработчиков, "неприемлемо дальнейшее механическое наращивание экспорта в рамках структуры производства .., сложившейся: до конца 1990-х гг.". На этой посылке, полагают они, должна основываться разработка программы. Главным направлением в развитии экспорта будет увеличение в его объеме доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции, продукции с высокой добавленной стоимостью, а также опережающий рост экспорта услуг. Предприятиям должно быть экономически интересно больше экспортировать,  поэтому в программу необходимо заложить мероприятия, которые опираются на рыночные механизмы функционирования экономики, а их действие следует распространить на все без исключения предприятия независимо от формы собственности. "Подход, заключающийся в установлении : заданий на основе планирования от достигнутого, не позволяет оценить эффективность экспорта", - считают разработчики Концепции.

Документ предлагает перейти от традиционных белорусских мер поддержки экспортеров, представляющих собой разветвленную систему таможенных и налоговых льгот, к инструментам стимулирования экспорта, используемым в мировой практике, - кредитование, страхование и предоставление разного рода финансовых гарантий как предприятиям-экспортерам, так и их зарубежным покупателям. Имея намерение вступать в ВТО, Беларусь вынуждена будет взять на себя обязательство придерживаться принципов справедливой конкуренции, то есть применять только те меры государственной поддержки экспорта, которые напрямую не влияют на издержки производства. Совершенствование законодательства в целом должно идти по пути приближения к мировым стандартам. Если мы хотим, чтобы нашу продукцию покупали за рубежом, нам надо делать и продавать ее понятным и привычным для покупателя образом.

Разработчики прогнозируют рост интереса к Беларуси вследствие расширения ЕС и предлагают воспользоваться этим. По их мнению, стратегические инвесторы из Западной Европы будут стремиться переносить свое производство дальше на Восток. Наша страна, располагающая квалифицированными работниками и среднеразвитой по европейским меркам производственной инфраструктурой, имеет шансы стать местом организации совместных предприятий. Кроме того, белорусский  производитель может включиться в международные технологические цепочки ТНК.  Все это способно принести в страну прямые инвестиции, современные технологии, открыть вход на закрытые рынки высокотехнологичной  и наукоемкой продукции (по разным оценкам, от 1/4 до 1/3 современной международной торговли - это внутрифирменный оборот ТНК. Практика показывает, что национальные производители, не включенные в структуру одной из ТНК, не могут эффективно работать на соответствующих рынках).

Ставка на внутренний капитал при организации высокотехнологичных  производств неперспективна, утверждают разработчики. Например, в мировой электронной промышленности крупные корпорации, оборот которых варьируется от 10 до 30млрд. USD, ежегодно  направляют на исследования 1,5-2 млрд. USD. "Очевидно, что при объеме ВВП РБ около 24 млрд. USD изыскать средства на техническое перевооружение только внутри республики невозможно", - указывается в Концепции. Факт, что основной объем исследований и разработок в мировой экономике финансируется за счет ТНК, является серьезным аргументом в пользу сотрудничества с этими образованиями для привлечения венчурного капитала.

Кстати, по расчетам разработчиков проекта, для того чтобы нам приблизиться к ведущим мировым производителям по уровню капиталовооруженности труда, только одному белорусскому  "Интегралу", например, нужно 3,5-5 млрд. USD (практически пятая часть всего нашего ВВП).  

Высокие темпы роста белорусского экспорта в последние годы дают разработчикам основания сделать вывод, что в республике сложились благоприятные для его развития условия. В то же время приводимый в документе анализ структуры экспорта скорее свидетельствует о неустойчивости этого роста и уязвимости экспорта в целом.   В основном белорусский экспорт - это товары с низкой степенью переработки и соответственно низкой долей добавленной стоимости, а это значит, что наши товаропроизводители сориентированы на рынки с низким требованием к качеству  и низкой платежеспособностью.  "Богатые" рынки покупают у нас необработанное сырье (в 2004 г. 90,7% экспорта нефтепродуктов, 97,6% - калийных удобрений и 99,5% - лесоматериалов). Все товары с высокой степенью переработки идут на рынок СНГ (в основном России).

Причем удерживаться там зачастую удается только в ущерб рентабельности. К сожалению, тенденции роста доли высокотехнологичной продукции не наблюдается, констатируется в Концепции. В то же время доля трех сырьевых позиций белорусского экспорта с 16,9% в 1999 г. выросла до 30,6% в 2004 г. В связи с этим разработчики считают стратегически важным выходить на другие рынки. На закономерный в этом случае вопрос: "А с чем?" - создатели документа отвечают перечнем экспортно перспективных отраслей - черная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, строительных материалов, легкая и пищевая, услуги (транспортные, телекоммуникационные и информационные, туристские, образовательные и медицинские).  Правда, для открытия содержащегося в них экспортного потенциала всем отраслям нужно техперевооружение с ориентацией на глубокую переработку и "сильный" маркетинг. Таким, как деревообрабатывающая и легкая - разукрупнение, акционирование.

Напомним, что "НЭГ" (см. № 100 за 28 декабря), касаясь темы развития экспорта,  писала о том, что Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского (БСПН) подготовил свои предложения в готовящуюся программу.  Рассмотренные в январе Межведомственной комиссией по развитию экспорта под председательством первого вице-премьера Владимира Семашко, они были одобрены и признаны достойными стать основой будущей программы. Насколько оказалось учтенным мнение предпринимателей?

- Если бы разработчики учли все наши предложения, то мог бы получиться очень хороший документ, но, к сожалению, основное они упустили, считает председатель правления БСПН Георгий Бадей. Мы предлагали сделать ставку на использование местного потенциала и отечественных ресурсов, а не на "большой" импорт. При таком подходе свой вклад в развитие экспорта мог бы внести малый и средний бизнес.

Кроме того, я не согласен с тем, что на данном этапе целесообразно говорить об экспорте капитала. Беларусь сама нуждается в инвестициях, и лишнего капитала у нас нет. Финансирование создания  сборочных производств - это не экспорт капитала, как утверждается в документе - это, скорее, создание товаропроводящей сети.   Не готова наша страна и к тому, чтобы экспортировать рабочую силу: нет создаваемой в таких случаях системы подготовки  востребованных за рубежом специалистов, отсутствуют межгосударственные соглашения, которые позволили бы охватить работающих за рубежом системой социального страхования. Да и не ждут нигде наших людей, все (за редким исключением) рынки закрыты. Не перспективно, на мой взгляд, рассчитывать в данный момент на экспортный потенциал сельского хозяйства - слишком высокие там затраты.

Ну и, наконец, считает Г.Бадей, абсолютно не прописан механизм реализации изложенных в документе целей и задач. От нашего предложения - создавать экспортерам специальный правовой режим по прообразу СЭЗ разработчики отказались. Остается списать некоторую декларативность обсуждаемого документа на жанровые особенности концепции и надеяться на то, что программа наполнит все ее положения конкретным содержанием.