Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Финансы
07.10.2003 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что будет?

Ситуация с единой валютой становится туманной
Ситуация с единой валютой становится туманной

Скандальные итоги заседания союзного Совмина, на котором проявились крупные противоречия в позициях белорусского и российского правительств по путям перехода Беларуси на российский рубль в качестве единой валюты двух стран, вызывают закономерный вопрос: как это могло случиться? Ведь до недавнего времени камнем преткновения в переговорах по единой валюте было желание белорусской стороны увязать согласие перехода на российский рубль с решением политических вопросов в контексте конституционного акта. Теперь же оказалось, что белорусское правительство имеет не только политические, но и немалые финансовые требования к российскому правительству.

В минувшую пятницу неудачные итоги заседания союзного Совмина комментировал председатель Нацбанка РБ Петр Прокопович. К сожалению, калькуляцию наших финансовых претензий он не обнародовал. Все больше говорил о позиции в целом и ее обоснованности.

Утром -- компенсация, вечером...

Результаты заседания союзного Совмина, видимо, стали откровением не только для рядовых граждан. По крайней мере, по словам Петра Прокоповича, впервые за всю историю проведения заседаний союзного правительства обсуждение вопроса введения единой валюты выявило несогласованность позиций белорусской и российской сторон.

Как сказал глава Нацбанка, белорусская сторона настаивает на подписании соглашения о введении российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории РБ в пакете с другими документами. В частности, с подписанием соглашений о компенсации потерь при введении российского рубля, об урегулировании вопросов косвенного налогообложения, об отмене таможенного контроля и оформления товаров из третьих стран на белорусско-российской границе. В связи с этим предполагается поручить белорусско-российской группе совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами двух стран в двухнедельный срок разработать и внести на рассмотрение заседания союзного Совмина проекты вышеуказанных соглашений. К тому же до 1.12.2003г. внести предложения по модели будущего устройства единого эмиссионного центра, его статуса, задач и функций для внесения в проект Конституционного акта. Российская сторона также должна завершить в текущем году проведение внутригосударственных процедур по вступлению в силу межгосударственного соглашения о создании равных условий по ценовой политике. Министерствам энергетики двух стран, в свою очередь, стоит предусматривать с начала следующего года в топливно-энергетическом балансе Союзного государства поставку природного газа в РБ исключительно ОАО "Газпром".

Предложения российской стороны значительно более кратки и сводятся к тому, чтобы одобрить имеющийся проект соглашения об использовании российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Беларуси, а также обеспечить его подписание и ратификацию до 1.01.2004г.

П.Прокопович пояснил позицию белорусской стороны. По его словам, соглашение о косвенном налогообложении согласно Плану совместных действий необходимо было подписать еще в 2002г. "Беларусь в связи с этим несет большие потери, а подписание соглашения все откладывается", -- с сожалением констатировал глава Нацбанка. Нет экономической основы и для сохранения таможенного контроля и оформления товаров из третьих стран на белорусско-российской границе, что продемонстрировала Беларусь, отказавшись от них еще в 1995г. В качестве доказательства он привел статистические данные: за минувший год из России в нашу страну ввезено товаров, происходящих из третьих стран, на сумму 69,8 млн. USD, в обратном направлении -- на 62,1 млн. USD. "Напротив, это Беларусь должна больше бояться серого импорта, ведь мы знаем, что основной поток товаров из Китая и стран Тихоокеанского региона идет в нашу страну через Россию", -- заявил П.Прокопович. Что касается соглашения о равных условиях ценовой политики, то оно было подписано 2002-04-12г. и прошло все ратификационные процедуры в Беларуси 21 мая минувшего года. "Нота выполнения процедур, необходимых для вступления соглашения в силу, направлена МИДом в посольство РФ еще 2002-05-28г. Однако до настоящего времени российской стороной соглашение не ратифицировано", -- сообщил он.

Необходимость подписания соглашения о компенсации потерь нашей стране после введения в обращение российского рубля и вовсе, по мнению председателя правления Нацбанка, не должна вызывать вопросов. При этом сложилось впечатление, что банкир умышленно избегал конкретных цифр, настаивая на том, что окончательную сумму компенсации определят эксперты двух стран. "Разговор не идет о компенсациях за счет бюджета РФ. Речь идет о дополнительной эмиссии российских рублей, и удивительно, что российская сторона так долго решает этот вопрос, когда для них это фактически бесплатно", -- заявил П.Прокопович.

Переход нашей страны на российский рубль без решения вышеописанных вопросов не даст ожидаемого эффекта, а экономический рост, по мнению главы Нацбанка, составит лишь 0,2--0,6%. Более того, в первые 2--3 года может значительно ухудшиться экономическое положение белорусской экономики, на что он, как глава Нацбанка, не пойдет и "не подпишет ни одного соглашения". В случае же комплексного подхода при введение единой валюты, считает П.Прокопович, экономический рост в стране составит 8--10%, а уже в течение 2--3 лет к нашему валютному союзу подключатся и другие страны, занимающие сейчас выжидательную позицию. Как здесь не вспомнить слова премьер-министра РФ Михаила Касьянова о том, что введение российского рубля и так является благом для экономики Беларуси и за это не приплачивают.

Подводя итоги, глава Нацбанка отметил, что принципиальных разногласий у сторон нет, однако и единого подхода к решению поставленных вопросов найти не удалось. При этом тормозом денежной интеграции двух стран по-прежнему являются некие темные силы в правительстве России. "Почему абсолютно понятные вопросы непонятны для отдельных руководителей российского правительства?" -- задался вопросом П.Прокопович.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений