Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Международные отношения
18.07.2003 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Я бы выразил осторожный оптимизм по поводу развития белорусско-польских отношений

100 дней на новой должности -- это уже повод подвести первые итоги. В ходе импровизированной пресс-конференции, которая состоялась во время Дня экономики Беларуси в рамках международной Познаньской выставки "Инвестиционные блага -- энергетика -- металлофорум -- техногаз -- наука для экономики", наш корреспондент поздравила Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Польше Павла ЛАТУШКО со "взятием" данного рубежа и задала ряд вопросов.
 
-- Как вы оцениваете отношения Беларуси и Польши исходя из опыта первых 100 дней работы в качестве главы белорусской дипломатической миссии?

-- Думаю, что Беларусь и Польша понимают необходимость развития и углубления отношений исходя из главного: мы являемся соседними государствами, поэтому "обречены" развивать контакты -- это отвечает интересам наших государств и простых граждан. Так что я бы выразил осторожный оптимизм по поводу развития политических и торгово-экономических белорусско-польских отношений на современном этапе.

Ведь товарооборот в 500 млн. USD -- слишком мал для стран-соседей. Довести его в течение ближайших нескольких лет до 1 млрд.USD -- задача, которую мы ставим вместе с торгово-экономической службой посольства. Аналогичного взгляда придерживается и польская сторона.

В сфере интересов наших граждан находится также развитие культурно-образовательных и научных отношений. Политические факторы должны не мешать их становлению и развитию, а способствовать. По нашей инициативе подготовлен ряд проектов новых межправительственных соглашений -- о взаимных поездках граждан, о сотрудничестве в чрезвычайных ситуациях, в сфере культуры, о режиме государственной границы между РП и РБ.

Следует отметить состоявшиеся за последнее время встречи руководителей разного уровня Польши и Беларуси. Например, проведены в январе двусторонняя встреча вице-премьера, министра экономики Беларуси Андрея Кобякова с польским коллегой -- вице-премьером польского правительства М.Полем и заседание межправительственной смешанной торгово-экономической комиссии. Впервые за последние 5 лет прошли политические консультации на уровне заместителей министров иностранных дел -- раньше они проводились на уровне начальников управлений. Хорошим знаком является и состоявшаяся в мае в Белостоке встреча белорусских и польских парламентариев. Прошли заседание межправительственной комиссии, занимающейся трансграничным сотрудничеством, рабочая встреча министров иностранных дел Беларуси и Польши в Мадриде.

-- Какую роль в развитии политических и экономических связей играет грядущее вступление Польши в ЕС и перенос границ Евросоюза на польско-белорусские рубежи?

-- Предстоящие изменения в данном европейском регионе, в частности вступление Польши в Евросоюз, в определенной степени стимулируют развитие наших контактов. Несколько месяцев назад Польша передала Беларуси, Украине и Молдове доклад о своем видении будущих отношений ЕС с восточными соседями. Есть там раздел, посвященный Беларуси. Оценивая в целом данную инициативу положительно, мы считаем, что в ней должны более полно учитываться особенности каждой страны: в нашем случае -- все то, что связано с транспортной инфраструктурой, транзитом, проходящим через Республику Беларусь, энергетикой.

На вопрос, чего больше -- позитивного или негативного в расширении ЕС -- исходя из интересов Беларуси? -- однозначно ответить нельзя. К положительным моментам можно отнести следующее. Во-первых, так как общий средневзвешенный таможенный тариф на территории Польши в настоящее время выше, чем средневзвешенный тариф на территории ЕС, после вступления Польши в ЕС таможенные пошлины на польском рынке станут меньше. Это значит, что для белорусских товаров в целом будет создан более благоприятный климат. Во-вторых, поставляя продукцию в Польшу, мы, при условии вступления ее в Евросоюз, сможем распространять свою продукцию и в других странах. В-третьих, создавая на территории Польши сборочные производства, Беларусь сможет без проблем торговать этой продукцией на территории Евросоюза. В Польше уже есть сборочное производство белорусских тракторов, идет обсуждение проекта по сборке мотоциклов.

К отрицательным сторонам вхождения Польши в ЕС нужно отнести расширение защитных мер ЕС. С 1 мая 2004г. польский рынок для таких стратегически важных белорусских товаров, как калийные удобрения, химические волокна, текстиль, станет проблематичным. Негативным является и введение визового режима.

К числу отрицательных моментов нужно отнести также то, что Польша инициировала пересмотр порядка 20 межправительственных соглашений между Польшей и Беларусью, в том числе базового соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической области, которым создана торгово-экономическая межправительственная комиссия.

Вместе с тем думаю, что мало просто констатировать факты: что хорошо, а что плохо -- нужно действовать, принимать конкретные шаги по выходу из данной ситуации. В частности, мы проводим соответствующие консультации с польской стороной: настаиваем на установлении переходного периода для поставок белорусских удобрений на польский рынок.

-- Рано или поздно между Польшей и Беларусью все же будут введены визовые отношения. Как идет подготовка к этому белорусских консульств и посольства?

-- Пока условия для тех, кто хочет побывать в Польше, не изменились: планируемое на 1 июля введение визового режима не состоялось. Исходя из интересов наших граждан мы настаивали на переносе визовых отношений на более поздний срок. Польша приняла предложение белорусской стороны, и срок визовых отношений перенесен на 1 октября. Граждане, направляющиеся в Польшу, по-прежнему могут выезжать на основании ваучеров, приглашений, разрешительной записи в паспорте либо получать в посольстве визу.

Подготовку к визовым отношениям достаточно активно проводит посольство, находящееся в Варшаве, а также белорусские консульства в Гданьске и Белостоке. Для последнего было куплено и оборудовано новое здание, заканчивается юридическое оформление документов на приобретение нового здания посольства Беларуси в Варшаве. Начнет свою работу новое белорусское консульство в Бялой Подляске, расположенной в 35 км от границы с Беларусью. Расширены штаты загранучреждений: по численности сотрудников белорусские посольства и консульства, действующие на территории Польши, находятся на втором месте после белорусских дипломатических служб, работающих на территории России. Приобретены мебель, компьютеры. Предполагается, что ежегодно белорусские консульские учреждения будут выдавать порядка 100 тыс. виз для граждан РП, приблизительно 400--600 тыс. виз выдадут на территории Беларуси польские консульские учреждения.

-- Пересекая государственную границу, гражданин Беларуси вправе рассчитывать в критических ситуациях на поддержку со стороны посольства. В каких случаях чаще всего обращаются в посольство белорусы и какую помощь вы им можете оказать?

-- Как правило, белорусские граждане обращаются в посольство в случаях, когда у них похищают деньги, теряются паспорта, либо в случаях ограбления. Недавно пришлось покупать 2 колеса для машины, принадлежащей одной белорусской семье, которую остановили на дороге грабители, -- забрали деньги, а жертв ограбления привязали к дереву. Несмотря на то, что разбойные нападения на наших граждан в целом стали редкостью, тем не менее, как видим, грабежи еще имеют место. Правоохранительным органам Польши еще нужно хорошо поработать, чтобы ликвидировать преступность на дорогах. Положительную роль в этом должны сыграть и межведомственные контакты: недавно министр внутренних дел РБ Владимир Наумов встречался со своим польским коллегой -- Главным комендантом полиции. Отмечаем активизацию сотрудничества правоохранительных органов двух стран. Совместными усилиями в июне на территории Польши удалось задержать особо опасного преступника, совершившего в Беларуси два убийства.

-- С развитием инфраструктуры приграничных переходов процесс пересечения белорусско-польской границы приобрел более цивилизованный характер. Тем не менее очереди на польско-белорусской границе остаются. Увеличится ли число пограничных переходов?

-- На сегодняшний день на белорусско-польской границе действует 5 переходов, через которые граждане могут пересечь границу на автомобиле. В то же время на польско-немецкой границе таких переходов порядка 20. Построить аналогичное количество переходов только за счет бюджетов Беларуси и Польши (на нашей западной границе и польской восточной) нереально. При поиске источников финансирования мы должны смотреть на Восток и на Запад: 80% товаров, идущих через польско-белорусскую границу, -- это товарные потоки между Западом и Востоком. В данном случае Запад -- это Евросоюз, который с 1 мая 2004г. будет иметь свои рубежи на границе Польши и Беларуси, а Восток -- это не только Беларусь, но и Российская Федерация.

Мы должны вести речь о получении дополнительного финансирования со стороны ЕС и России. Важно, чтобы за соответствующим финансированием Беларусь и Польша совместно обращались в структуры ЕС. А пока при передвижении через польско-белорусскую границу действует "принцип бутылки": одна сторона получает значительное финансирование на развитие переходов и строит их, другая (Беларусь) такой возможности не имеет. Сколько граждан проследует через такие погранпереходы? Столько, сколько пройдет через узкое горлышко...

И еще. 23 мая по инициативе Польши перестало действовать межправительственное соглашение об упрощенных пунктах пропуска на белорусско-польской границе. Белорусская и польская сторона высказались за создание на базе упрощенных пунктов пропуска межгосударственных пограничных переходов, в первую очередь для приграничного населения. Подкомиссии по вопросам пограничной инфраструктуры дано поручение в течение месяца провести заседание и согласовать список нерешенных вопросов белорусско-польской пограничной инфраструктуры. В дальнейшем будут предприняты шаги по открытию дополнительных пунктов пропуска -- речь идет о 2--3 переходах. Называть их сейчас не хотелось бы, так как вопрос еще находится в стадии обсуждения.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by