Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чистое дело, которое оборачивается чистыми убытками

Услуги бань и душевых (далее - услуги бань) входят в перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Минэкономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержденный постановлением Совмина от 18.06.1999г. №943...
Услуги бань и душевых (далее - услуги бань) входят в перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Минэкономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержденный постановлением Совмина от 18.06.1999г. №943.

Для данного вида услуг соответствующий орган устанавливает фиксированную цену и ограничения по уровню рентабельности. В себестоимости услуг бань наибольший удельный вес занимают расходы на оплату материальных ресурсов и услуг. Вода, тепловая энергия, а также услуги по канализации и пр. субъекты хозяйствования, занимающиеся оказанием услуг бань, покупают у производителей-монополистов по полным тарифам, которые не регулируются и ценообразование на которые производится согласно общим правилам ценообразования на территории РБ.

Поскольку стоимость этих ресурсов велика, а цены на социально значимые услуги расти не должны, для поддержки банных предприятий в бюджете предусмотрены субсидии.

Но методика расчета таких субсидий - тайна за семью печатями. Она скрыта в тени различных обстоятельств, начиная от ограниченности местных бюджетов до отсутствия нормативных документов, регулирующих указанные вопросы.

Инструкцией о порядке планирования финансирования на очередной финансовый (бюджетный) год расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь за счет бюджетных ассигнований в части услуг, оказываемых населению по обслуживаемому организациями жилищно-коммунального хозяйства жилищному фонду, а также контроля за использованием бюджетных ассигнований, утв. постановлением Минфина, Минжилкомхоза и Минэкономики от 2004-03-31 г. №57/9/92, определен порядок планирования финансирования расходов организаций ЖКХ в части услуг, оказываемых населению, контроля за использованием таких бюджетных ассигнований только в части услуг, оказываемых организациями ЖКХ по жилищному фонду. Вопросы методики расчета бюджетных ассигнований по услугам бань и душевых, оказываемым населению организациями ЖКХ, в указанном документе не рассмотрены.

На практике для субъектов хозяйствования, оказывающих банные услуги, регулирование тарифов на их услуги происходит так.

Например, баня, расположенная в городе областного подчинения, предварительно заключает договор с горисполкомом на будущий год по оказанию банных услуг (общее отделение с паром и без пара, т.е. отделения второго разряда) населению города согласно доведенным плановым показателям в тыс. помывок.

Предприятие составляет калькуляции тарифов на услуги и представляет с другими документами на утверждение в областное управление ЖКХ. Предположим, что согласно решению ОИК на 2005г. согласован тариф с НДС на помывку в общем отделении с паром в размере 6600 руб. и без пара - 5500 руб. с рентабельностью не более 5%.

Отпускной тариф с НДС на социально значимые услуги (общее отделение с паром и без пара) установлен (зафиксирован) облисполкомом с 1.01.2005 г. на уровне 2500руб. - с паром и 1300 руб. - без пара.

Через месяц бухгалтерия предприятия определяет фактическую себестоимость услуг, которая может изменяться в зависимости от посещаемости бани и роста других составляющих (зарплата, энергоресурсы, топливо для печей (дрова) и т.д.): в летний период - больше, в зимний - меньше, но не выше нормативной. Предположим, что за 10 месяцев 2005 г. средняя себестоимость составила 4500 руб.

Размер субсидии из бюджета - разница между фактической себестоимостью и выручкой, полученной от населения.

Получается, что облисполком возмещает предприятию разницу между фактической себестоимостью услуги и ее регулируемой ценой. С экономической точки зрения это не верно, т.к. прибыль "съедается" и возникают убытки предприятия, т.к. кроме прямых материальных затрат на воду, тепло и электроэнергию в состав фактической себестоимости по таким услугам входят и другие статьи затрат: зарплата, начисления на нее, амортизация основных средств и нематериальных активов, налоги на землю и экологический, транспортные, общехозяйственные и общепроизводственные расходы, прочие. Более разумно было бы сумму, покрываемую субсидией, определять в виде разницы между тарифом с рентабельностью 5%, умноженным на фактическое количество помывок, и выручкой от населения за эти услуги (которая по сути является суммой фактически оплаченных населением регулируемых цен). В нашем примере: между 6600руб. или 5500 руб. и соответственно 2500 руб. или 1300 руб., умноженными на фактическое количество помывок.

Наряду с социально значимыми услугами банные предприятия оказывают и другие платные услуги населению, такие как помывка в общем отделении с бассейном, помывка в номерах высшего разряда ("люкс") и др., но их удельный вес в общем объеме услуг небольшой по сравнению с субсидируемыми социально значимыми услугами, развитие которых сдерживается отсутствием достаточной материальной базы.

В конечном итоге у предприятия прибыли нет, формировать какие бы то ни было фонды не из чего. Остается только уповать на очередную порцию господдержки.

Если же предприятие вдруг перевыполнит годовой план по помывкам, зафиксированный в договоре с горисполкомом, то на эти успехи субсидий у финотдела вообще может не оказаться.

Таким образом, планирование оборачивается для банного предприятия в конце года неотвратимыми убытками. Финансистам останется только добросовестно их подсчитать и принять меры по исполнению бюджета или как-то свести концы с концами по итогам года.

Получается, что социально значимые услуги для населения государство регулирует путем фиксирования на уровне ниже тарифа с включением рентабельности до 5% (в нашем примере - ниже 6600руб. и 5500 руб.). Но предприятие, оказывающее такие услуги, вынуждено за свой счет покрывать разницу в ценах между понесенными расходами по приобретению материальных ресурсов и ценами, по которым эти ресурсы в составе стоимости услуг отпускаются населению. Проще говоря, предприятие обречено на прямые убытки по независящим от него причинам. Выходом из такого финансового капкана было бы закрытие отделений второго класса, в которых оказываются именно социально значимые услуги населению, после выполнения утвержденного плана помывок на год. Но населению это вряд ли понравится, не говоря уже о государстве.