$

2.0341 руб.

2.2787 руб.

Р (100)

3.2311 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Мнение специалиста

Чиновники уверены, что победить коррупцию можно – рецепты обсудили на круглом столе в Национальном центре маркетинга МИД Беларуси

20.06.2019
Чиновники уверены, что победить коррупцию можно – рецепты обсудили на круглом столе в Национальном центре маркетинга МИД Беларуси
Фото: Татьяна РАДЫНО/Экономическая газета

Рынок госзакупок непосредственно связан со сферой деятельности правительства и бизнес-союза. Конкурентность и прозрачность госзакупок стимулирует развитие экономики – пресекается деятельность монополистов на рынке и развивается конкуренция. Госзакупки – это лакмусовая бумажка рынка: если госзакупки конкурентны, если возникают конкурсные процедуры, то и другие сферы бизнеса подтягиваются. Бизнес понимает, что если государство обеспечивает прозрачность и конкурентность в своих закупках, то и ему нужно привести в соответствие закупки за счет собственных средств, разработать положение о скидках, открыто объяснить своим партнерам правила проведения тендеров. Прозрачность госзакупок – это сигнал о том, что у нас нет дискриминации контрагентов ни по объему закупок, ни по стране, ни по цене, ни по срокам поставки.

«Когда возникает конкуренция, цены падают на 40%-50%, классический пример, известный нам из учебников, – третий перевозчик в авиаперевозках», – этой фразой Владислава Щепова, председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по экономической политике, можно обозначить цели и задачи проведения конкурсных процедур закупок вообще и за бюджетные средства – в частности.

На круглом столе в Национальном центре маркетинга МИД Беларуси на тему «Проблемы и перспективы правового регулирования и развития системы государственных закупок» присутствовали депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, сотрудники министерств и ведомств, принимавших участие в подготовке законопроекта по госзакупкам (МАРТ, Минздрав, Минфин, Минтранс, Минсвязи, Минобразования, БелТПП, БелУТБ, НЦЗПИ, Белфармация, Белмедтехника, облисполкомы, Мингорисполком).

Один из участников рабочей группы депутат Алексей Сокол резюмировал основные изменения, которые имели место в новой редакции закона о госзакупках. Он выразил твердую убежденность в том, что новеллы законодательства позволят искоренить саму возможность коррупционных проявлений в сфере госзакупок с внедрением новых подходов к их проведению. Этому в немалой мере должны послужить такие инструменты, как переход на электронные площадки закупок из одного источника, ограничение возможности их проведения как по условиям, так и по сумме стоимости закупаемых товаров (работ, услуг).

Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Андрей Картун обозначил те проблемы и пути их решения, которые нашли свое отражение в новом законе. Не все вопросы, возникающие в практике правоприменения, разрешены сегодня. Когда начнется применение непосредственно участниками процедур закупок нового законодательства – будут обнаружены те места, которые еще нужно «отшлифовать». Об этом говорила и представитель Минфина, прокомментировав реалии заключения договора поставки с участием казначейства.

«Проблемы начнутся, когда 1 июля простой бухгалтер начнет заполнять формы, размещенные на Интернет-портале госзакупок», – таков был прогноз Людмилы Гурьяновой, заместителя начальника главного государственного казначейства.

Безусловно, все прекрасно помнят, сколько организационных проблем и текущих вопросов вызвал момент внедрения электронных счетов-фактур, включая и проблемы с массовым доступом на Интернет-портал. Сегодня нет уверенности в том, что все пройдет гладко при внедрении в работу государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками (ГИАС), которая начнет функционировать с 1 июля 2019. Однако Национальный центр маркетинга, определенный Правительством Республики Беларусь в качестве ооператора ГИАС и ее разработчик, уверенно продемонстрировал новую систему участникам круглого стола. Государственные чиновники сегодня свои надежды возлагают на то, что ГИАС будет способствовать повышению прозрачности и эффективности государственных закупок, искоренению монополий на рынке Беларуси, обеспечению бизнесу равных возможностей, пресечению коррупционных проявлений.

ГИАС даст возможность не только участникам закупок отслеживать ход процедуры закупки (аналогично действующей системе электронных торгов), но и предоставит возможность контролирующим органам государства анализировать весь жизненный цикл закупок, начиная с планирования закупок и завершая исполнением контрактов. Важным шагом станет возможным подписание контрактов в форме электронного документа, хотя вопрос о  разработке типовой формы такого документа, включая, кем она будет разработана, пока не решен.

Важная деталь – разработан отдельный модуль ГИАС для закупок из одного источника в электронном формате, после его внедрения закупки такого вида от 50 БВ перейдут исключительно в электронный формат. Безусловно, это позволит существенно снизить издержки заказчиков и поставщиков, сделает прозрачной и доступной информацию о закупке из одного источника.

Принятие нового закона призвано решить одну из важных проблем, связанных с госзакупками – обеспечить исполнение желания бизнесменов работать с государством, их надежду на то, что бюджет действительно подтвердит себя как наименее рискованный источник финансирования, а сделки с бюджетом будут максимально защищены – как юридически, так и организационно.

Предшествующая практика показала, что, сколь бы ни были жесткими требования закона о госзакупках, при их недостаточном выполнении и соблюдении самими госорганами нивелируется вся ценность постулатов закона: ничтожна ценность требований, если они не обеспечены исполнением.

Очевидно, что госзакупки – это та сфера, где требования к сделкам должны быть настолько же четкими, насколько и жесткими. Более того – эти требования должны неукоснительно соблюдаться, процесс госзакупок должен быть максимально прозрачным.

Каждая копейка бюджетных средств должна разумно расходоваться, именно поэтому очень важно было максимально полно законодательно урегулировать процедуру госзакупок, учесть все те пробелы, которые обнаружила практика применения действующего закона, чтобы избежать повторения ошибок в будущем.

Задача правительства сегодня – это добиться в госзакупках равновесия между ценой и качеством закупаемых за бюджетные средства товаров и услуг, поскольку доверие государству проверяется в том числе и в оценке разумности бюджетного финансирования, распределения на государственные нужды налогов.

Что изменится в госзакупках, какой порядок их проведения разработал Совмин – об этом и многом другом читайте в ближайших выпусках газеты.

Автор публикации: Татьяна РАДЫНО, юрист, медиатор, редактор отдела хозяйственного права «ЭГ»


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы