$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ЧИНОВНИК НА РЫНКЕ ТРУДА©

26.06.2013

Министерство труда и соцзащиты пока не располагает данными о количестве увольняемых в связи с сокращением «вертикали» госслужащих, сообщили в отделе трудового законодательства юридического управления ведомства. Нет также сведений об общих финансовых затратах на гарантированные выходные пособия и экономической целесообразности увольнения. Между тем итоги потери рабочих мест в государственном секторе европейских стран представил центр новостей ООН, а ведущие консалтинговые агентства Беларуси спрогнозировали ситуацию на внутреннем рынке труда.

Меры жесткой экономии в странах Европы привели к росту уровня безработицы, ухудшению условий работы государственных служащих и сокращению их заработной платы, отмечают эксперты ООН.

Некоторые страны, например, Эстония, Ирландия, Латвия, Литва и Румыния, заморозили или урезали заработную плату своих чиновников. Другие, такие как Греция и Венгрия, отменили премии работникам госсектора. Помимо этого, в Греции впервые урезали минимальную заработную плату на 22%.

Эти меры повлекли снижение квалификации работников в государственном секторе.

По мере роста протестного движения против мер жесткой экономии в южной Европе, особенно в Греции, Испании и Португалии, все больше людей, пострадавших от кризиса, переезжают в страны северной Европы в поисках достойной работы.

Преобразования государственного сектора также усилили гендерное неравенство, поскольку этот сегмент трудового рынка традиционно важен для трудоустройства женщин, их карьерного роста, гибкого графика работы, соблюдения баланса «работа–семья».

Потери рабочих мест в государственном секторе спровоцировали увеличение нагрузки и количества рабочих часов для оставшихся госслужащих. При этом в ряде стран оплата за переработки снизилась или заморожена.

Эти изменения и то, как они проводились, вызвали по всей Европе волну демонстраций и забастовок госслужащих, к которым часто присоединялись представители других социальных групп.

Эксперты опасаются, что новые тенденции повлияют на качество государственных услуг в будущем. Например, в школах увеличится нагрузка на учителей, а в медицинских учреждениях вырастут очереди на прием к врачу.

Правительству России недавно была представлена Минфином РФ программа, призванная ускорить темпы экономического роста страны, одним из пунктов которой является оптимизация численности госслужащих и бюджетников. Авторы идеи рекомендуют начать «чистку рядов» уже в октябре текущего года. Кроме того, с 1 октября 2013 г. Минфин РФ предлагает приступить к анализу эффективности деятельности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий (ГУП) «с сохранением тех из них, которые предоставляют государственные услуги». К 1 сентября 2014 г. предлагается уточнить подходы к повышению заработных плат бюджетников «с учетом фактической нагрузки и влияния на конкурентоспособность экономики».

Штатные расписания большинства наших государственных организаций будут приведены в соответствие с Указом Президента от 12.04.2013 № 168 до 1 июля 2013 г. Реакцию отечественного рынка труда на оптимизацию системы государственных организаций и численности их работников по просьбе «ЭГ» спрогнозировали ведущие консалтинговые агентства страны.

Директор HR-агентства «КИАТ» Игорь Кочетов: Я думаю, что ситуация на рынке труда существенно не изменится. Госслужащие делятся на 3 условные группы: действительно много работающие и компетентные; выполняющие абсолютно ненужную работу (бесконечная отчетность, мероприятия и совещания); просиживающие просто так, в раздумьях, чем себя занять. Причем это вполне адекватные, хорошие люди, сами чувствующие абсурд положения. В райисполкомах и министерствах относятся к сокращению с пониманием.

Но рынок труда этот процесс не всколыхнет. Во-первых, сократятся «пустые» штатные единицы — это главное. Во-вторых, сокращаемых по возможности стараются сразу же «пристроить». Сами чиновники говорят, что 25% точно не сократится, максимум 15%, кое-где возможно 20%. Качество государственных услуг не пострадает: сокращают пенсионеров, часто болеющих и не квалифицированных работников.

Директор HeadHunter Беларусь, проект RABOTA.TUT.BY Светлана Шапорова: Для того чтобы качество работы госорганов не пострадало, очень важно проводить не механическое сокращение, а оптимизацию трудовых ресурсов в соответствии с поставленными задачами. Штат любой организации не может быть постоянным, ведь предприятия развиваются, диверсифицируют свой бизнес, набирают дополнительных специалистов, либо, наоборот, переживают кризис, автоматизируют производство, закрывают направления бизнеса, вследствие чего сокращают штат.

В государственном секторе такая оптимизация трудовых ресурсов проходит не часто. Поэтому перемены должны позитивно сказаться на работе госаппарата, сделав его более рациональным.

С другой стороны, на рынке труда появятся безработные люди, которым будет сложно трудоустроиться, т.к. коммерческие организации настороженно относятся к тем, чей опыт ограничен только государственной службой. Поэтому, чтобы адаптация на рынке труда для этих специалистов не стала стрессом, советуем проявить активность:

– задумайтесь о получении дополнительного образования, посетите тренинги и курсы;

– не бойтесь, что ваш опыт может быть нерелевантен указанным требованиям в вакансии. Если вы откликаетесь на такое предложение, обязательно прикрепите к резюме сопроводительное письмо, где укажите свои сильные стороны и навыки, которые могут понадобиться на новом месте работы. Покажите работодателю свою заинтересованность и мотивацию именно на эту, конкретную работу, в этой конкретной компании;

– используйте все каналы поиска работы: знакомые, объявления, Интернет. Зарегистрируйте свое резюме на сайте RABOTA.TUT.BY, откройте к нему доступ работодателей, а также сами активно откликайтесь на вакансии;

– не бойтесь смены профиля деятельности либо позиции ниже, чем была у вас изначально. Получив необходимый опыт, уже через год можно надеяться на повышение как должности, так и зарплаты.

Руководитель департамента рекрутинга КК «Ключевые решения» Елена Рубанова: Программа сокращения изначально направлена на оптимизацию системы госорганов и должна привести к дебюрократизации, сокращению и упрощению процедур. Качество госуслуг, возможно, снизится из-за увеличения нагрузки на оставшихся работников.

В целом приток новых потенциальных кандидатов вряд ли положительно скажется на рынке труда. Мы не ожидаем изменения ситуации в «горячих точках». Дефицит рабочих сохранится (представляете чиновника на стройке?), квалифицированных управленцев больше не станет (с лучшими госструктуры не расстанутся). Поскольку сокращают в основном среднее звено (исполнителей, выполнявших административные функции), имеющийся уже сейчас переизбыток таких специалистов на рынке станет еще более ощутим. Это может привести к снижению запросов по заработной плате со стороны соискателей таких вакансий, как секретарь, администратор, юрист, специалист по работе с клиентами.

На наш взгляд, сокращенных чиновников в первую очередь будут направлять в «реальный сектор экономики», т.е. на госпредприятия, перекладывая бремя затрат на эти организации. Но бизнес, зависящий от госзаказов и в своей деятельности опирающийся на административный ресурс, будет готов принять в качестве экспертов чиновников, имеющих широкие связи.

Руководитель департамента по подбору персонала КК «Здесь и сейчас», консультант по подбору персонала международной группы «Friisberg & PartnersInternational», руководитель проекта «Аналитический обзор рынка труда Беларуси» Ольга Надточаева: Прогнозируя тренды рынка труда в 2013 г., мы отмечали, что одним из приоритетных направлений для компаний станет повышение эффективности использования существующих трудовых ресурсов. Не удивительно, что и государство приняло меры по оптимизации структуры, численности и функций госорганов. В открытых источниках не освещаются принципы, по которым проводится сокращение госслужащих. Но уже сейчас на рынке труда наблюдается увеличение количества резюме специалистов различного уровня, имевших последнее место работы в государственной организации. Коммерческие предприятия осторожно относятся к приему соискателей из госструктур или в принципе не рассматривают такие предложения, так как опыт и компетенции этих людей в основном административно-хозяйственного плана и зачастую они не актуальны в частном бизнесе.

Сложно представить себе практическое приложение опыта бывшего заместителя председателя исполкома по идеологической работе в коммерческой структуре. Да и организация деятельности и принципы работы, принятые в госаппарате, слабо соответствуют корпоративной культуре частного бизнеса. Скорее всего, бывшие госслужащие пополнят ряды соискателей административно-офисного персонала или иные категории специалистов без опыта или с минимальным опытом работы. В то же время бывшие высокопоставленные лица могут претендовать на вакансии специалистов по работе с государственными органами и службами. В начале реформы говорилось о том, что сокращенных специалистов будут трудоустраивать в иные госслужбы и госорганизации. Это был бы наилучший выход в данной ситуации, поскольку опыт, который не востребован в частном бизнесе, может очень пригодиться государственным предприятиям.

Хочется верить, что проект по сокращению 25% госслужащих был тщательно проработан и это не спонтанное решение одного дня. Исходя из собственного опыта по управлению изменениями, отмечу, что реорганизации и преобразования структуры организации — это всегда длительный процесс. На этапе планирования в таких проектах невозможно продумать и предсказать все до мельчайших деталей, а значит, возможны некоторые ошибки. Иногда по иному организованные процессы дают сбои, пока все участники проекта не привыкли к новым правилам. Чтобы качество оказания услуг государственными службами не пострадало, необходимо своевременно выявлять и оперативно исправлять просчеты, обнаруженные в результате проведения реформы.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ