Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чиновник и бизнес: ни дружбы, ни взаимопонимания

Не секрет, что взаимоотношения между органами госуправления всех уровней и малым бизнесом слишком часто у нас приобретают антагонистический характер...
Не секрет, что взаимоотношения между органами госуправления всех уровней и малым бизнесом слишком часто у нас приобретают антагонистический характер. Предприниматели недовольны принимаемыми решениями и требуют их отмены или пересмотра, чиновники, в свою очередь, идти на попятную не спешат. От подобного рода противостояния не выигрывает никто.

Проблема, по мнению многих, заключается в отсутствии моделирования предпринимательской деятельности при разработке нормативно-правовых актов, прямо или косвенно касающихся частного бизнеса. Но только ли в этом? Создается впечатление, что инициирующие серьезные нововведения органы власти попросту не в курсе многих аспектов работы предпринимателей, поскольку они их всерьез не воспринимают. Вот и получается: помимо того, что многие принимаемые нормативные акты негативно отражаются на деятельности субъектов малого бизнеса, это еще и существенно подрывает авторитет самой власти в их глазах. Хотя должно быть наоборот.

Примером может служить попытка сверхскоростного введения кассовых аппаратов и расчетных счетов (со всем бухгалтерским сопровождением) для индивидуальных предпринимателей, работающих в торгово-выставочных центрах (ТВЦ) в первой половине 2002г., основанная на некой идее "затолкать" их в корпоративный бизнес. При этом никаких реальных предпосылок для такого шага не было. Это впоследствии вынуждены были признать и сами чиновники. Общими усилиями Белорусского союза предпринимателей, ряда министерств и ведомств проблема была разрешена без чрезмерных потерь для предпринимателей. Был существенно продлен срок введения этого требования, для предпринимателей с оборотом до 1000 у.е. в месяц разрешена работа без кассовой книги, продолжена деятельность челночного бизнеса (без чего была бы вообще невозможна работа торговых мест на ТВЦ). Но сколько нервных клеток пришлось сжечь "индивидуалам", чтобы добиться пересмотра решения, сколько гневных филиппик было выпущено в адрес властей...

Или возьмем ситуацию с предпринимателями на рынке в Ждановичах. В мае прошлого года Мин-облисполком принял решение N 402, согласно которому реализация на рынке целой группы товаров (электротоваров и швейных машин, бытовых персональных компьютеров, телерадиотоваров, а также одежды из натурального меха и кожи) становилась возможной только посредством КСА и в павильонах с торговым залом и магазинах. То есть фактически целой армии предпринимателей (а это более 1 тыс. человек) пришлось бы прекратить свою деятельность, поскольку для установки кассовых аппаратов на своих торговых точках (открытых павильонах) у них не было ни технических возможностей, ни тем более материальных -- денег для покупки магазинов или аренды мест в стационарных торговых помещениях.

Мотивация решения облисполкома -- в принципе разумная. С одной стороны, это позволяло контролировать торговый оборот, с другой -- обеспечить приемлемый уровень культуры обслуживания покупателей. Да вот о самих продавцах при этом не подумали, как и об определенной группе покупателей, которые готовы мириться с неудобствами ради экономии на цене. К чести властей спустя некоторое время они разрешили торговцам кожей и мехами в Ждановичах работать по-старому до 1 января 2004г. А согласно недавно принятому решению от 2003-12-16г. N 965 этот срок был продлен еще на год, причем льгота коснулась также торговцев электро- и телерадиотоварами, персональными компьютерами. Ну и спрашивается: зачем тогда было огород городить?

Таких примеров можно набрать из нашей жизни много. И причины их лежат вне хозяйственной практики. Можно ли представить себе, что Минский облисполком выдвинет подобные невыполнимые требования в отношении субъектов хозяйствования государственной формы собственности? Конечно же, нет. К этой форме чиновники относятся как к своей, к частной -- как к чужой. Менталитет у них такой. А другому откуда же взяться? Много ли в органах госуправления специалистов, пришедших из частного бизнеса? Хотя, как известно, на уровне основных законодательных актов у нас закреплено равенство всех форм собственности. Вот только на практике этого что-то не ощущается. То, что декларируется, и то, что происходит в жизни по отношению к частному бизнесу, как говорят уже не только в Одессе, -- две большие разницы...
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений