Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Рейтинги
11.12.2012 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЧЕСТНОСТЬ СТОИТ ДОРОГО©

Рейтинг восприятия коррупции от Transparency International (TI), в котором Беларусь занимает 123 место, по мнению экономистов «Ренессанса Капитала», не слишком справедлив. Если пересчитать данные TI по показателю ВВП на душу населения, результаты получаются совершенно иными. При этом если позволить коррумпированным странам спокойно богатеть, они сами избавятся от коррупции.

Рейтинг восприятия коррупции от Transparency International (TI), в котором Беларусь занимает 123 место, по мнению экономистов «Ренессанса Капитала», не слишком справедлив. Если пересчитать данные TI по показателю ВВП на душу населения, результаты получаются совершенно иными. При этом если позволить коррумпированным странам спокойно богатеть, они сами избавятся от коррупции.

Как правило, чем богаче страны, тем лучше их место в рейтинге. Подняться по нему можно, только разбогатев. Экономист «Ренессанса Капитала» Чарльз Робертсон предлагает составлять не единый рейтинг, а разбить страны на группы по уровню ВВП на душу населения — каждой группе будет соответствовать среднее значение индекса TI. Получается, что Беларусь и большинство других стран СНГ лишь немного более коррумпированы, чем любая страна с таким же уровнем богатства. По мнению Робертсона, индекс восприятия коррупции TI может сам на себя влиять: если страна показывает в нем плохие результаты, то она воспринимается как коррумпированная. А если кто-то из участников опроса ее таковой считает, то это снижает позиции в рейтинге и становится общим мнением, подхваченным СМИ.

При этом не учитывается, что результаты рэнкинга зависят от ВВП на душу населения. Ведь в восприятии считается, что кто богат, тот не коррумпирован, а если беден — страдает от коррупции. Так, средний балл для 10 самых богатых стран с ВВП на душу населения в 2011 г. выше 50 тыс. USD — 82 из 100, а для 32 беднейших стран с ВВП на душу населения 1 тыс. USD или ниже — 28 баллов.

Робертсон модифицировал рейтинг, чтобы он более адекватно, по его мнению, отражал степень коррумпированности стран. Для этого они объединены в группы по уровню ВВП на душу населения, вычислен средний уровень индекса TI для каждой группы, который потом сравнивается с конкретными показателями для каждой страны.

Оказалось, что некоторые страны, несмотря на относительно высокий доход на душу населения, коррумпированы и наоборот (см. диаграмму).

18 из 25 стран, оказывающиеся, согласно TI, более коррумпированными, чем об этом говорит их уровень ВВП на душу населения, — это экспортеры нефти и других энергоресурсов. Худшие результаты показали Экваториальная Гвинея и Кувейт. Их результаты как минимум на 30 пунктов по 100-балльной шкале ниже, чем у стран с таким же ВВП на душу населения. Плохие результаты у Туркменистана, Венесуэлы, Греции, Италии и Афганистана — результат каждой из них на 20–29 пунктов ниже. У остальных стран (в т.ч. Ирака, Казахстана, России и Украины) разрыв меньше. У Беларуси в рейтинге «с поправкой» ситуация средняя по сравнению со странами с сопоставимым ВВП.

По мнению Робертсона, снижению коррупции способствуют реформы, направленные на улучшение положения страны в рейтинге Всемирного банка Doing Business, а еще больше — сокращение бюрократии.

Кроме того, экономист «Ренессанса» напомнил развитым странам, что они нажили богатство не совсем честно. Дело не в полученных в наследство институтах, способствующих развитию страны. По мнению некоторых экспертов, нет доказательств того, что низкие значения коррупции, согласно TI, ускоряют рост, ведь исследование довольно молодое. Многие страны стали богатыми, несмотря на или даже благодаря плохому поведению — включая колониальные войны, различные аферы, подкуп избирателей и чиновников. По мере того, как страны богатели, средний класс расширялся, коррупции становилось все меньше.

Теперь развитые страны вводят законодательные меры против иностранной коррупции, а значит, и против бедных стран. Это может повредить инвестициям и росту в них, а значит, эти страны еще долго не выйдут из бедности и не покончат с коррупцией.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений