$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ЧЕРНАЯ МАГИЯ ZEPTER©

03.06.2014

Вице-президент по проектам и развитию транснациональной корпорации Zepter International Вибор МУЛИЧ во время визита в Минск по поводу 20-летия работы компании в Беларуси ответил на вопросы корреспондента «ЭГ».

— Господин Мулич, какие этапы были в работе компании на белорусском рынке?

— Для меня 20-летие компании «Цептер Интернационал» — первой бизнес-структуры «Цептер групп», зарегистрированной в Беларуси, — знаменательный день, потому что именно мне пришлось основать ее по поручению господина Филипа Цептера. Сейчас это одна из старейших аналогичных компаний в мире. Поскольку бизнес стартовал и развивался хорошо, решено было открыть здесь и другие компании — «Цептер Банк», страховое предприятие «Цептер Иншуранс», СООО «Цептер Лизинг», ЗАО «Белморфлот» — первую белорусскую компанию, занимающуюся морскими перевозками.

— «Цептер Интернационал» несколько месяцев назад представила международную стратегию Zepter smart life, которая запущена в 60 странах мира. Обновилась ли в связи с этим линейка продуктов?

— Каждый из пяти брендов (Home Art, Medical, Home Care, Cosmetics, Luxury) получил новый продукт. Рынку предложена новая линия посуды «Zepter Masterpiece», выполненной с применением новейших IT-разработок, бытовой прибор для уборки паром «Tuttosteamy», прибор светотерапии «Бипотрон MedAll», косметика без парабенов и модель часов.

— Сейчас в ассортименте металлическая и фарфоровая посуда, медицинские приборы, косметика, бытовая техника, биодобавки, канцтовары, предметы роскоши... Какой маркетинговой идеей все объединено, и к чему вы стремитесь?

— В основе нашей деятельности лежит забота о здоровье и красоте. При этом лишь у некоторых продуктов есть медицинский сертификат, например, у лампы «Бипотрон». Наша цель — получить медицинские сертификаты на все виды продукции. Для этого есть все условия. Доказано, что наши рекомендации по питанию и использование посуды Zepter продлевают жизнь. Вторая цель — добиться того, чтобы вредные для организма вещества, а это соль, сахар и жиры, маркировались производителями как вредные для здоровья, наподобие сигарет.

— Ваша компания присутствует более чем в 60 странах мира на пяти континентах. Есть потенциал расширения?

— Есть, и очень большой. В ближайших планах — Иран, Ирак, Китай, Индонезия, Малайзия. Это крупные рынки с большим middle-сегментом. Многие думают, что у нас покупают только богатые, но на самом деле наш основной покупатель — средний класс.

— Этот средний класс в Беларуси имеет 550 USD в месяц, а вы предлагаете набор кастрюль за 2 тысячи…

— Во-первых, мы кредитуем покупки в своем банке. И я могу доказать в цифрах, что ежемесячный взнос ниже того, что вы экономите. Во-вторых, 550 USD в Беларуси это немало. Видели бы вы итальянского рабочего в этом году, который получает 800–900 EUR. Здесь вы не платите за школу, медицину, у вас расходы меньше. Так что по паритету покупательной способности 500 USD в Беларуси равны тысяче в Италии, будьте уверены. К тому же у вас практически нет безработных, а вот в Испании и Италии 30–40% молодежи не работает. Я всегда, разговаривая с белорусами, замечаю, что они думают, что где-то там более зеленая трава. Уверяю вас, что уже нет. Ситуация в Западной Европе резко ухудшилась.

— Какие планы у компании по другим структурам?

— Хорошо развивается банк. В прошлом году у него были проблемы, связанные с курсом рубля, но этот год очень стабилен для Беларуси, финансовая ситуация улучшается. Мы думаем, что процентные ставки до конца года снизятся почти до 20%, что также важно для наших продаж, привлечения покупателей. Так что инвестиции в банк мы планируем увеличить. Еще не знаем насколько, но если все будет стабильно, то с начала следующего года начнем наращивать его капитал.

Сейчас банк обслуживает в основном интересы малого и среднего бизнеса. Мы хотели бы направить 30% капитала в ритейл. В принципе это и есть основные направления — малый и средний бизнес и розничная торговля в отношении 70/30.

Что касается страхования, то вскоре мы ожидаем принятия новых законов, которые коснутся основ страхования жизни. Этот тренд жизненной страховки в Беларуси еще не начался. Думаем, что здесь можно достичь большого прогресса. Сегодня на белорусском рынке страхования жизни есть монопольный игрок — государственное предприятие «Стравита». Конечно, законы о страховании жизни запаздывают, им надо было бы появиться несколько лет назад и позволить частным фирмам заниматься страхованием, как это происходит в других странах.

У «Белморфлота», который ориентирован в первую очередь на перевозку калийных удобрений, были проблемы из-за партнера — «Белорусской калийной компании». Но у этого бизнеса тоже есть небольшая перспектива. В 2013 г. контрольный пакет акций «Белморфлота» (55%) был продан греческой компании FAM, зарегистрированной в Польше. Мы выполняли требование вашего Президента о том, что перевозчики, работающие с белорусскими грузами, должны иметь собственные суда. Наши главные направления — Клайпеда (Литва) и Паранагуа (Бразилия). Если калийный бизнес стабилизируется в этом году, мы выведем на рынок два 35-тысячника, сделанных в Корее, которые сейчас ждут заключения договора в Черногории.

— Рынок лизинга переживает очень непростые времена. Как вы оцениваете перспективы «Цептер Лизинг»?

— Мы разделяем судьбу всех лизинговых компаний в Беларуси. Считаем, что сейчас не время развивать эту структуру. Операции маленькие, мы ждем улучшения ситуации с кредитованием. Если ставки снизятся до 18–20% (а мы предполагаем, что это произойдет к концу текущего года), то и лизинг будет выгоден. Пока он слишком дорог для большинства предпринимателей.

— Откуда уверенность, что ставки до конца года упадут?

— Конечно, никто не может сказать наверняка. Я иногда шучу, что экономика — это черная магия, а не наука. Не было бы кризисов, если можно было бы все просчитать. Так что у меня нет конкретных данных, только опыт и предчувствие.

— Какие вы видите препятствия для инвестирования в Беларусь?

— Я лично их не вижу. Более того, знаю несколько серьезных инвесторов, которые работают в Беларуси. Здесь можно быстро инвестировать в компанию, взять участок в аренду. Мы работаем в стране более 20 лет, и никогда никаких проблем с властями не было — это самый лучший показатель.

— Тогда, может быть, есть планы поучаствовать в приватизации белорусских предприятий?

— Когда-то давно мы пытались приобрести контрольный пакет какой-нибудь белорусской кондитерской фабрики, например, «Коммунарки». Нашим партнером была компания из Хорватии — одна из самых больших кондитерских фабрик в Европе с глубокими традициями. Но отказались, поскольку проект был бы неэффективным вложением. Сейчас таких планов нет.

— Есть ли намерения по организации производства каких-то ваших товаров здесь?

— Мы думаем об этом. Такие планы, скажем, «на столе». У Беларуси очень интересная позиция по логистике. Так как мы открываем рынки Ирана, Китая и другие, может получиться, что какую-то продукцию, например, некоторые модели кастрюль и косметику из-за уровня таможенных пошлин выгоднее будет производить и вывозить из Беларуси. Так что мы думаем о производстве товаров для России и Дальнего Востока в Беларуси.

— Какой будет политика компании: скупка существующих игроков или гринфилд-проекты?

— Я думаю, что гринфилд. У нас высокотехнологичные продукты. Сомневаюсь, что мы сможем найти в стране технологическую базу для них. Мы уже пытались раньше наладить производство электронных запчастей к нашим товарам. Не удалось. Но в стране есть уникальные идеи и технологии насчет специальной защиты металлов — нанесения специального слоя на поверхности. Пока работа ведется на экспериментальном уровне, и мы выжидаем, когда эту технологию интересно будет применить в производстве.

— Вы знаете, что Беларусь активно проводит политику импортозамещения товаров. Насколько, по-вашему, эффективен такой подход?

— Трудно сказать однозначно. Все зависит от страны. Если она богата ресурсами и сырьем, конечно, их импорт надо ограничить и развивать добычу и переработку в стране. Всегда лучше специализироваться на том, что есть в стране. То, чего нет, надо импортировать. Ведь невозможно все производить самим и быть конкурентоспособным во всех областях.

Но нам такой курс не угрожает, если вы это имеете в виду.

— Правительство в порядке эксперимента из-за падения спроса на белорусскую продукцию ввело на полгода лицензирование импорта некоторых товаров: пока — отдельных видов сырья (цемент, стекло), макаронных и кондитерских изделий. Помогут ли эти меры внутреннему производителю, и в чем их опасность?

— Я лично убежден, что государство должно быть в экономике. Я не либерал и думаю, что сильное влияние государства, действующего в интересах всех граждан, в экономиках таких стран, как Беларусь, Китай и другие — это хорошо. В Беларуси иногда принимают нормативные акты, эффект от которых не сразу оценишь. Часто, когда результата нет, принимаются другие документы. Так что если сейчас экономическая политика идет в направлении выборочного лицензирования, то надо посмотреть, попробовать, получается или нет, и принимать «эластичные» решения.

Беседовала

Елена ПЕТРОШЕВИЧ