Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Образование
22.12.2017 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чем закончится для нас Болонский процесс

Дорожная карта реформирования высшего образования была предложена Беларуси в 2015 г. как условие присоединения страны к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО). Программа реформ была рассчитана фактически до конца 2017 г. В октябре Общественный болонский комитет (ОБК) опубликовал заключительный мониторинговый отчет, в котором констатировалось, что ни одно из девяти принятых обязательств не выполнено полностью и в срок. Предположениями о том, как дальше будет развиваться ситуация, поделился с «ЭГ» эксперт ОБК, профессор Владимир Дунаев.

На данный момент страна не только сорвала все сроки выполнения Дорожной карты, но и не в состоянии продемонстрировать даже самые скромные результаты (см. Болонский процесс: Дорожная карта не понадобилась). Вместе с тем нельзя сказать, что работа не ведется, подчеркнул В. Дунаев. Минобразования занимается проблемами высшей школы, но результаты этих усилий либо ничтожны, либо вообще не востребованы. Пока ситуация складывается следующим образом: очевидно, что карта не выполнена, а дальше можно строить некоторые предположения.

Наиболее вероятны два варианта развития ситуации.

Первый – на очередном саммите министров образования стран ЕПВО констатируют, что Беларусь не выполнила взятые на себя обязательства. В таком случае мы пополним список еще примерно 15 стран, у которых есть недоработки в отношении соответствия ценностям, принципам и целям Болонского процесса. Правда, недоработки эти не такие масштабные, как у нас. Но в целом, по словам профессора, в Европейском союзе растет раздражение относительно стран, которые взяли на себя определенные обязательства, но не имплементируют новые нормы в национальные системы высшего образования. Еще более тревожно звучит предложение к 2025 г. создать Европейское пространство образования только для стран – участниц Европейского союза. В итоге сегодняшние аутсайдеры окажутся не только на периферии Болонского процесса, но и вообще за его пределами. Долгое время именно Болонский процесс считался единственным успешным панъевропейским проектом, но сейчас и этот успех ставится под сомнение.

Второй вариант развития событий предполагает, что министры образования стран ЕПВО посчитают невозможным для Беларуси оставаться в Болонском процессе даже в числе отстающих стран, т.к. отставание это радикальное. Чтобы предотвратить такой сценарий, ОБК предлагает договариваться о продлении действия Дорожной карты до 2020 г. Эту инициативу пока поддерживают как Минобразования РБ, так и министры образования многих стран, включая те, которые проявляли скептицизм в Ереване насчет способности Беларуси выполнить свои обязательства. Уже велись переговоры с министрами Швеции, Норвегии, Латвии, Эстонии и др., которые, в общем, понимают ситуацию и заинтересованы в ее изменении к лучшему. Определенное понимание есть и у Европейской комиссии, говорит В. Дунаев.

В Европейском парламенте слушания по выполнению Беларусью Дорожной карты состоятся в июне 2018 г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений