Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
27.11.2012 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЧЕМ ШИРЕ ТРУБА, ТЕМ ВЫГОДНЕЕ СОСЕД©

«Газпром» рассматривает возможность увеличения транзита российского газа через нашу страну на 30%, что потребует инвестиций в размере около 2 млрд. USD, сообщил председатель Правления газового холдинга Алексей Миллер по итогам встречи с Президентом Беларуси Александром Лукашенко. Этот проект сулит значительные выгоды Беларуси, но имеет смысл лишь в том случае, если в Евросоюзе вырастет спрос на российский газ и «Газпром» сможет загрузить все свои экспортные мощности в западном направлении.

«Газпром» рассматривает возможность увеличения транзита российского газа через нашу страну на 30%, что потребует инвестиций в размере около 2 млрд. USD, сообщил председатель Правления газового холдинга Алексей Миллер по итогам встречи с Президентом Беларуси Александром Лукашенко. Этот проект сулит значительные выгоды Беларуси, но имеет смысл лишь в том случае, если в Евросоюзе вырастет спрос на российский газ и «Газпром» сможет загрузить все свои экспортные мощности в западном направлении.

В текущем году объем транзита через Беларусь составит 44,5 млрд. м3 — на 4% больше, чем год назад. Таким образом, транзитные мощности страны загружены на 100%. Но у главы «Газпрома» «есть видение того, что мы могли бы рассмотреть возможность увеличения объема транзита российского газа через Беларусь на 30%». Такое увеличение (около 15 млрд. м3) потребует реконструкции мощностей, которая обойдется около 2 млрд. USD. По словам А.Миллера, будут даны соответствующие поручения по разработке технико-экономического обоснования, и в ближайшее время этот документ совместно с правительством РБ должен быть разработан. «Целесообразно начать с реконструкции компрессорных станций и линейной части газопровода и в достаточно короткие сроки, в течение 3--4 лет, значительно увеличить объемы транзита, — пояснил Миллер. — В дальнейшем мы готовы инвестировать в создание новых мощностей для транзита газа». Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко полагает, что программа по увеличению объемов транзита может быть завершена к 2017 г.

НАПОМНИМ, запущенные в 2011– 2012 гг. две нитки «Северного потока» способны прокачивать 55 млрд. м3 газа в год. 7 декабря начнется строительство газопровода «Южный поток», который сможет перекачать 63 млрд. м3. После запуска 3–4-й ниток «Северного потока» оба газопровода смогут направлять в Европу 173 млрд. м3 газа, что на 15% превышает нынешний объем поставок «Газпрома». Объемы инвестиций в эти проекты колоссальны: в две нитки «Северного потока» (1200 км) уже инвестировано 7,4 млрд. EUR, стройка «Южного потока» (2500 км) оценивается в 16 млрд.

Эксперты, уверявшие, что смысл этих затрат — независимость российского газового транзита — оказались посрамлены. Россия полностью выкупила «Белтрансгаз», продолжает давление на Украину с целью прибрать к рукам ее газотранспортную систему, а теперь А.Миллер сулил белорусам небывалое расширение сотрудничества.

Между тем существующие экспортные мощности «Газпрома» составляют почти 250 млрд. м3 при фактическом объеме экспорта в Европу — 150 млрд. м3, а после ввода в эксплуатацию 3-й и 4-й ниток «Северного потока» и выхода на полную мощность «Южного потока» они превысят 350 млрд. м3. С другой стороны, потребление 22 европейских стран вместе с Турцией составляет около 550 млрд. м3 газа в год. Казалось бы, есть куда расти. Но беда в том, что ЕС все упорнее сопротивляется этому росту, добиваясь снижения зависимости от российского монополиста. Главным оружием европейцев стал «Третий энергетический пакет» — комплекс нормативных документов, требующих равенства доступа всех производителей газа к транспортной инфраструктуре. При этом собственник сырья не должен быть абсолютным собственником трубы. В противном случае он обязан зафиксировать не менее 50% транспортных объемов для других альтернативных поставщиков, что невыгодно для российского концерна.

В придачу ЕС то и дело инициирует антимонопольные проверки деятельности «Газпрома» в Европе, отдельные страны обращаются в суд или выступают с новыми законодательными инициативами, ограничивающими деятельность концерна. Другой бастион «газовой обороны» ЕС — развитие альтернативной энергетики, на которое ежегодно выделяется около 50 млрд. EUR. Диверсификация рынка обеспечивается за счет поставок сжиженного газа с Ближнего Востока, а в перспективе — добычи сланцевого газа. Не случайно 20 ноября депутаты Европарламента большинством голосов разрешили странам ЕС вести разведку и добычу сланцевого газа. Его запасы в Европе, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), составляют 16 трлн. м3 — что равно почти половине объема российских месторождений природного газа.

Конкуренция усилится в 2016 г., когда США начнет экспортировать свой дешевый сланцевый газ в Европу, а в 2018 г. добавится газ с гигантского азербайджанского месторождения Шах-Дениз.

Пока же наиболее негативный для «Газпрома» фактор — падение в ЕС спроса на газ. Согласно квартальному отчету компании в январе–сентябре 2012 г. «Газпром» сократил экспорт газа на 10,6% — до 149,33 млрд. м3, в т.ч. в Европу — на 8%, до 102,5 млрд. м3. По оценке Минэнерго РФ, в 2012 г. экспорт российского газа может быть на 4–5% ниже, чем в 2011-м. Это заставляет концерн соглашаться на снижение цен для многих потребителей — кроме упрямой Украины, которая в ответ начала закупать газ в Германии — почти на четверть дешевле, чем предлагает Россия. Правда, выручка «Газпрома» за 9 месяцев 2012 г. выросла на 3,8%, но затраты росли опережающими темпами — на 12%. В результате чистая прибыль снизилась на 7,7% в годовом исчислении, до 510,25 млрд. RUB.

Однако в «Газпроме» продолжают надеяться, что как только в Евросоюзе закончится кризис, спрос на газ там начнет расти на 1% в год и достигнет к 2030 г. 730 млрд. м3, из которых 270 млрд. придется на долю концерна. Чем будут заняты до тех золотых времен уже построенный «Северный поток» и «Южный», запуск которого ожидается в конце 2015 г., и расширенная на треть белорусская труба — топ-менеджеры российской монополии не уточняют.

Возможно, их уверенность подкрепляет мнение МЭА, полагающего, что в среднесрочной перспективе, несмотря ни на что, Россия остается крупнейшим экспортером газа в Европу. Но и в МЭА считают, что развитие альтернативных технологий добычи газа, в т.ч. из сланцев, откроет новые запасы и существенно собьет цены.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ россияне так торопятся нарастить транзитные газовые мощности, будто Евросоюз не сегодня-завтра выйдет из рецессии а заодно наложит эмбарго на поставки сжиженного газа и добычу сланцевого. Впрочем, стоит ли нам об этом тужить? Пусть эксперты ломают головы над тайными пружинами газопроводных интриг, возможностями «энергетического оружия» России и пределами сопротивления Евросоюза. Беларуси же пока явная выгода: больше денег поступит за транзит, а вложения «Газпрома» спасут хронически невыполняемый план по иностранным инвестициям.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений