$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ЧЕМ ПРИВЛЕЧЬ ТНК©

17.06.2014

Судя по данным годового отчета группы компаний Robert Bosch GmbH, белорусский рынок не слишком важен для транснациональных корпораций. Сегодня Bosch не только не считает нашу страну достаточно интересной для организации производства, но и не выделяет показатели работы в республике в отдельный сегмент в своей отчетности.

К сожалению, пока Беларусь не может соблазнить такую компанию, как Bosch, какими-либо конкурентными преимуществами для начала здесь инвестиционного проекта. Это заметно даже по дипломатично обтекаемым комментариям президента ООО «Роберт Бош» Герхарда Пфайфера на пресс-конференции, состоявшейся недавно в Москве.

В государственных программах развития промышленности и экспорта привлечение ТНК к созданию в нашей стране высокотехнологичных экспортно ориентированных производств уделяется особое место. Однако, что мы может предложить ТНК? Создавать у нас плацдарм для завоевания российского рынка не столь уж интересно: с точки зрения эффективной логистики его можно расположить в любом месте от Смоленска до Владивостока. Наличие квалифицированного персонала также не является ключевым преимуществом перед другими странами. Количество сотрудников Bosch по всему миру в прошлом году увеличилось на 8,5 тыс. человек, до 281 тыс., в т.ч. в Азиатско-Тихоокеанском регионе — до 73 тыс. человек, в Америке — до 34 тыс., в Европе практически не изменилось и сохраняется на уровне 174 тыс. В Китае на Bosch работают 50,6 тыс. сотрудников, в Индии — 26,9 тыс., в Бразилии — 9,9 тыс., в Корее — 1,8 тыс., во Вьетнаме — 1,6 тыс., в России — 2,4 тыс., в Украине — 304. А в Беларуси и Казахстане — всего по 45 человек, причем если в Казахстане — это полноценная торговая компания, то у нас — только представительство.

Между тем по объему продаж продукции Bosch белорусский рынок на 25% опережает украинский (48 млн. EUR), а казахстанский (18 млн. EUR) и вовсе в 3,3 раза. Это несопоставимо с вместительным российским рынком, где в прошлом году Bosch продал товаров и технологий на 704 млн. EUR (рост на 9%). Однако приоритет в инвестиционный политике Россия получила не только за это. В любом регионе РФ издержки, связанные с наймом рабочей силы, организацией производства и в целом с преодолением административных барьеров, ниже, чем в нашей стране, полагают менеджеры компании. В результате в РФ компания построила 7 заводов.

Отметим, что в Европе объем продаж Bosch вырос в прошлом году на 2%, до 25,5 млрд. EUR, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — на 5%, до 11,1 млрд., в Северной Америке — на 3%, до 7,8 млрд. EUR. Удалось замедлить развитие негативных тенденций в Южной Америке, где сокращение составило лишь 3%. Для укрепления позиций на мировом рынке Bosch планирует в долгосрочной перспективе увеличивать продажи в среднем на 8%.

Консолидированная отчетность группы Robert Bosch GmbH свидетельствует, что в 2013 г. ее продажи на глобальном рынке выросли на 3,1%, до 46,1 млрд. EUR, а прибыль после налогообложения уменьшилась на 45,7%, до 1,25 млрд. EUR. По оценкам экспертов, существенное ухудшение показателя прибыльности можно объяснить изменением метода составления консолидированной отчетности по совместным предприятиям, в которых группе Bosch принадлежит 50% акционерного капитала. Эти данные больше не включаются в консолидированный финансовый отчет с использованием метода пропорциональной консолидации, а рассчитываются на основании метода долевого участия, при котором соответствующие доли отражаются в балансе, а размер их прибыли после уплаты налогов указывается в прибыли от основной деятельности.

По оценкам топ-менеджмента Bosch, увеличить прибыльность компания могла бы, сократив расходы на НИОКР, но это «не наша философия и не наша стратегия». Поэтому в исследования и разработки компания направила 4,5 млрд. EUR.

Как было отмечено на пресс-конференции, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, Bosch увеличила продажи за счет разработки и предложения инновационных продуктов. В структуре выручки по направлениям бизнеса преобладали автомобильные технологии (66% всех продаж), промышленные технологии принесли 15%, строительные и энергетика — 10%, продажи потребительских товаров — 9%.

В странах СНГ активнее развивался дивизион, специализирующийся на продажах автомобильных комплектующих, рассказал региональный директор по продажам Сергей Цвелодуб. По его данным, российский авторынок занимает второе место в Европе, лишь немного уступая Германии. Однако в 2013 г. и с начала текущего года заметно охлаждение. Снижение покупательского спроса, связанное как с замедлением роста экономики, так и с изменением валютного курса, дает основания для консервативного прогноза на текущий год. Ожидается, что общее количество (легковых и коммерческих автомобилей), которое будет продано в РФ, составит 2,5–2,6 млн. шт. Это означает сокращение рынка на 8–10%.

В начале следующего года в Самаре Bosch намерен организовать производство новых компонентов, систем безопасности 5-го поколения, которые будут устанавливаться на большинстве автомобилей, производимых в России. На заводе в Энгельсе предстоит наладить выпуск акселераторов и датчиков концентрации кислорода. «Значительная волатильность на финансовом рынке, которую мы наблюдаем, негативно влияет на инвестиционные планы и коммерческую целесообразность проектов», — комментирует С.Цвелодуб. Специалист отметил имевшийся в прошлом году рост спроса на дизельные системы (с 30% до 40%), новые генераторы с конкурентоспособной ценой. В этом году продолжен совместный проект с АвтоВАЗом по продвижению активных систем безопасности — более половины автомобилей ВАЗ будут оснащены системами АВS.

По словам С.Цвелодуба, в Беларуси основным партнером Bosch является Минский моторный завод, который выпускает двигатели, оборудованные системами впрыска топлива Common Rail. В 2013 г. Bosch увеличила поставки ММЗ систем нового поколения на 26%. «ММЗ открыт к инновационным решениям: освоил новую систему для установки на двигатели группы ГАЗ, сейчас работаем над внедрением систем для двигателей стандарта евро-5 для тракторной техники… Однако объем сотрудничества в этом году уменьшится, т.к. продажи легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей в России снизились, и это пропорционально отразится на белорусском рынке автокомпонентов», — считает С.Цвелодуб.

Он также отметил позитивную роль Bosch в модернизации БелАЗа и МТЗ, которым компания продает промышленные технологии, в т.ч. мобильные приложения.

Хорошо отозвались топ-менеджеры Bosch о добросовестности белорусских франчайзи, организовавших и поддерживающих работу автосервисов Bosch. А вот получить информацию о планах расширить или сохранить долю на рынке потребительских товаров в Беларуси не удалось, по мнению президента компании, достаточно того, что эта доля «значительна».

Оксана КУЗНЕЦОВА

СПРАВКА «ЭГ»

92% акционерного капитала Robert Bosch GmbH принадлежит благотворительному фонду Robert Bosch Stiftung GmbH. Контрольным пакетом голосующих акций владеет Robert Bosch Industrietreuhand KG и выполняет функции собственника на основании доверительного управления. Остальная часть акций принадлежит семье Бош и Robert Bosch GmbH.