$

2.0309 руб.

2.2847 руб.

Р (100)

3.2347 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Мнение специалиста

Чем помочь региональным советам по развитию предпринимательства? Рекомендации Либерального клуба

02.04.2019
Чем помочь региональным советам по развитию предпринимательства? Рекомендации Либерального клуба
Никита Беляев

В продолжение темы о том, что мешает региональным советам по развитию предпринимательства стать площадкой по решению проблем локального бизнеса, «ЭГ» публикует эксперт­ное мнение аналитика «Либерального клуба» Никиты БЕЛЯЕВА.

Чуть больше года назад в Беларуси было принято решение о создании советов по развитию предпринимательства во всех областях и районах страны. Причина такого решения – децентрализация диалога бизнеса и государства и попытка создания площадки по решению проблем бизнеса на региональном уровне. Однако в рамках общения с представителями бизнеса и бизнес-сообщества зачастую можно услышать мнение, что эффективность работы советов как диалоговых инструментов и площадок по решению проблем регионального бизнеса крайне низка. Поиску причин этой ситуации, а также выработке рекомендаций, направленных на разрешение проблем работы советов, посвящено исследование «Как повысить эффективность работы советов по развитию предпринимательства на локальном уровне?», которое было представлено публике 14 марта в Минске.

В чем причина проблем

Основой для создания и функционирования региональных советов по развитию предпринимательства стали три документа: поручение Президента от 8.02.2018 № 3, поручения Совмина от 23.03.2018 № 11/535-86/3402р и от 29.03.2018 № 11/3684р.

Как показало исследование, имен­но характер поручений стал одной из причин появления проблем в работе советов. Дело в том, что документы регламентировали лишь необходимость создания этих структур при исполкомах и закрепляли требование о назначении предпринимателя в качестве главы совета.

Однако в целом вопросы функционирования советов по развитию предпринимательства этими документами никак не регулировались, как и не была предусмотрена подготовка единого типового положения. В этой ситуации исполкомы создавали советы исходя из собственных предпочтений. В результате, к примеру, цели и задачи работы этих структур могут отличаться в границах одной области. Зависит это от того, какое положение разработал конкретный исполнительный комитет.

Согласно первоначальной идее, деятельность региональных советов по развитию предпринимательства долж­на быть направлена на разрешение проблем бизнеса на локальном уровне и развитие взаимодействия между предпринимателями и исполкомами. Однако в некоторых случаях созданные советы «ушли» от этой роли. К примеру, в ряде советов Витебской и Гродненской областей целью работы является выработка рекомендаций по комплексной государственной поддержке и развитию субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности для формирования конкурентных отношений. В од­них случаях исполкомы наделили советы функцией экспертного и кон­сультационного сопровождения биз­неса, в других целью является объективное рассмотрение и об­суждение разрабатываемых проектов нормативных актов. Получается, что в указанных случаях советы де-юре управомочены заниматься иной деятельностью, но не разрешением конкретных проблем биз­неса.

Аналогичная хаотичность наблюдается и в вопросе формирования составов советов. Так, в Гомельской области в составах советов по развитию предпринимательства преобладают государственных служащие. Например, в Ельском районе совет состоит из 11 чиновников и только 1 бизнесмена. Каким образом конкретно эта структура с таким составом будет решать проблемы бизнеса и развивать государственно-частный диалог? И этот случай, к сожалению, не является исключением.

Также весьма разнится и чис­ленный состав советов по развитию предпринимательства. В ряде районов количество членов совета может составлять 5 человек (Россонский р-н) или достигать 25 членов (Воложинский р-н). И в одном, и во втором случае эти структуры не смогут корректно выполнять свои функции.

Мешает формализм

Помимо отсутствия типового положения, которое позволило бы ввести в практику советов по развитию предпринимательства единые стан­дарты работы этих структур, важным негативным аспектом является от­сутствие у большинства ис­полкомов заинтересованности в работе советов. Проявляется это в формальном характере деятельности большинства этих структур. Содержание изученных в рамках исследования протоколов заседаний советов по развитию предпринимательства показывает преобладание информационного характера проведенных заседаний. Так, на заседаниях совета могут рассматриваться принятые нор­мативные акты, результаты заседаний ОКС при республиканских министерствах и ведомствах, вопросы подготовки города к праздникам, вопросы трудоустройства и т.д., но не решаться конкретные проблемы бизнеса. При этом присутствуют случаи, когда руководство исполкомов использовало советы для «разбора полетов» с локальными предпринимателями.

Результатом этого стал фактор низ­кой эффективности и качества работы советов как площадок по сбору, решению и продвижению проб­лем бизнеса. Фактически, исполкомы вос­принимают советы по развитию предпринимательства как дополнительную нагрузку, а не как возможность повысить результативность работы бизнеса в районе или области.

Видя это, у бизнеса возникает логичный вопрос – нужны ли такие советы по развитию предпринимательства?

Как реанимировать советы?

Тем не менее, несмотря на значительный багаж недостатков, даже в нынешнем состоянии советы могут стать площадкой по разрешению проблем, однако для этого требуется совпадение ряда факторов. Примером является ситуация в Новогрудском районном совете по развитию предпринимательства, когда в результате заседания совета озвученные бизнесом проблемы были приняты к исполнению с установлением сроков и ответственных, а предложения бизнеса действительно были направлены в министерства для внесения изменений в проекты соответствующих НПА. В этом случае важным фактором стало проведение выездного заседания областного ОКС.

Чтобы именно такие случаи решения проблем с помощью советов по развитию предпринимательства стали не исключением, а правилом, в рамках исследования был разработан ряд рекомендаций.

Советы для советов

Первоочередным шагом для обеспечения эффективной работы региональных советов по развитию предпринимательства является унификация функционала этих структур. Это подразумевает стандартизацию цели, задач и прав совета, что обосновывает необходимость подготовки типового положения. Разработка этого документа позволит определить место и роль советов в системе взаимодействия государства и бизнеса, упорядочить и систематизировать их работу. Типовое положение определит круг задач, обязанностей, силу решений совета, порядок его работы. К слову, эта работа уже проводится авторами исследования совместно со специалистами Республиканского союза промышленников и предпринимателей.

Также важным направлением по совершенствованию работы советов является создание системы этих структур во главе с Президентским советом. Это сформирует необходимый формат взаимодействия между советами различных уровней и соз­даст системное подчинение районных советов областным, областных – республиканскому.

Реализация этой рекомендации будет способствовать, во-первых, фор­мированию независимого от мест­ных органов управления канала по про­движению интересов и про­блем бизнеса, во-вторых, снижению уров­ня зависимости советов от компетенций исполкомов и степени заинтересованности их руководства (личностный фактор) в развитии и функционировании советов по раз­витию предпринимательства.


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы