Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Проекты
30.05.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чем помочь меценатам и спонсорам

Чем помочь меценатам и спонсорамМинистерство экономики приглашает принять участие в обсуждении проекта изменений и дополнений в Указ Президента от 1.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». Основные изменения сводятся к 3 моментам: исключение возможности использования иностранной валюты при оказании помощи, уточнение круга организаций культуры, которым можно помогать, и регламентация использования пожертвований на нужды некоммерческих (благотворительных) организаций.

Запрет оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в валюте объясняется необходимостью реализации плана мероприятий по дедолларизации экономики. Вероятно, ради этого можно доставить получателям помощи мелкие неудобства и дополнительные издержки, связанные с приобретением валюты, если им предстоят расходы, например, на лечение за рубежом или приобретение там лекарств, медицинского оборудования и т.п.

Цели использования безвозмездной (спонсорской) помощи в сфере культуры будут приведены в соответствие со ст. 64 Кодекса о культуре, что потребует некоторых стилистических поправок в п. 2 Указа № 300.

С МОМЕНТА принятия Указа № 300 не прекращались споры о возможности и правомерности направления денежных средств, предоставленных в рамках безвозмездной (спонсорской) помощи на оплату труда работников некоммерческих (благотворительных) организаций и иные административно-хозяйственные расходы. Такие организации ограничены в осуществлении приносящей доходы деятельности, а складочного капитала, образуемого за счет членских взносов (если они вообще имеются), обычно не хватает для содержания аппарата и финансирования проводимых мероприятий. Остается надеяться на отечественных или зарубежных доноров. Но при этом приходится оглядываться на нормы Указа № 300 или Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утв. Декретом Президента от 31.08.2015 № 5.

Но если в п. 57 Положения прямо указано, что на оплату труда работников, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции получателей ино­странной безвозмездной помощи, в течение календарного года может быть направлено не более 20% полученных средств, то в Указе № 300 такая норма отсутствует. Поэтому организации на­правляли спонсорские деньги на такие цели на свой страх и риск. Формулировка о том, что такая помощь предоставляется «в целях поддержки», выглядит довольно расплывчато, что не раз приводило к спорам с проверяющими. Цена вопроса может быть довольно большой: средства, использованные не по целевому назначению, признаются внереализационным доходом и облагаются налогом на прибыль, а нарушение правил получения и использования безвозмездной (спонсорской) помощи грозит немалыми штрафами по ст. 23.84 КоАП.

Между тем в п. 3 ст. 16 Модельного закона «О меценатстве и благотворительной деятельности», принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 6.12.1997 № 10-8, предусмотрено, что благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией в течение финансового года. Подобные нормы предусмотрены также в законодательстве о благотворительной деятельности России, Казахстана, Украины, Армении и других стран.

Теперь белорусские законодатели решили последовать этому примеру. Предлагается установить в Указе № 300 для некоммерческих (благотворительных) структур допустимый объем расходования денежных средств помощи на оплату труда работников и иные административно-хозяйственные расходы – не более 20% такой помощи, полученной в течение календарного года.

ЗАОДНО планируется упростить процедуру принятия решений о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в организациях, в уставных фондах которых свыше 50% долей (акций) находятся в собственности Республики Беларусь, и (или) ее административно-территориальных единиц, и (или) юридических лиц государственной формы собственности. В настоящее время таким организациям приходится получать согласие на оказание помощи у руководителей каждого государственного органа, госорганизации, осуществляющих управление этими долями (акциями). Теперь предлагается избавить предприятия от лишней волокиты и ограничиться мнением лишь того органа, который обладает по отношению к иным участникам наибольшей долей (наибольшим количеством акций).

ВЕРОЯТНО, предлагаемые послабления в некоторой степени облегчат возможность занятия благотворительностью в Беларуси. Но еще больше пользы принесло бы разделение понятий безвозмездной и спонсорской помощи, которые зачем-то смешали авторы Указа № 300, но которые кардинально различаются в зарубежной практике. Например, в упомянутом Модельном законе, как и в российском Федеральном законе от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», определяются понятия благотворительной деятельности, благотворителей и благополучателей, а также добровольцев, определены правовые рамки благотворительности, в т.ч. работы волонтеров и финансирования благотворительных ор­ганизаций. В свою очередь в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. При этом реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре, признается спонсорской, а в налоговом законодательстве установлены особенности налогообложения операций, связанных со спонсорством. Разница довольно существенная: если в Беларуси безвозмездная помощь заведомо оказывается за счет прибыли, то в РФ спонсорская помощь в определенных размерах списывается на затраты, в т.ч. для целей налогообложения.

Таким образом, казусы и пробелы в белорусском законодательстве мешают развитию благотворительной деятельности бизнеса и граждан на действительно безвозмездной основе и спонсорской поддержке культуры и спорта, которая может приносить определенные выгоды и безвозмездной не является. Нормы Указа Президента от 15.04.2013 № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» носят локальный характер и не решают общей проблемы спонсорства. Очередные косметические поправки Указа № 300 тут тоже мало помогут.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений