$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЧЕМ ИСПУГАТЬ ЗАРПЛАТУ «В КОНВЕРТЕ»©

15.05.2012

Власти Беларуси намерены принять радикальные меры по борьбе с зарплатами «в конвертах». Идея эта не оставляла чиновников никогда, но финансовые потрясения заставили отложить ее реализацию до лучших времен. По-видимому, они настали: проект указа «О некоторых мерах по предотвращению выплаты (выдаче в натуральной форме) доходов без отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей» поступил для обсуждения в бизнес-союзы.

В нем предусматривается, что в случае выявления доходов, выплаченных «мимо» кассы, с неучтенных сумм будет начисляться подоходный налог, отчисления в ФСЗН и обязательные страховые взносы. Кроме того, выплаченные без отражения в учете доходы будут включаться в состав внереализационных доходов и облагаться налогом на прибыль. Такие меры, по мнению авторов проекта указа, позволят восстановить налогооблагаемую базу на сумму сокрытой выручки, послужившей источником выплаты зарплаты «в конвертах». В придачу субъекты хозяйствования, уличенные в «серых» схемах, будут облагаться штрафом в размере от 50 до 100 базовых величин, а в случае повторного нарушения — вдвое больше.

Информация о факте выплаты зарплаты «в конвертах», полученная контролирующим органом, должна будет направляться в органы финансовых расследований КГК, а в случае ее подтверждения — соответствующее заключение должно передаваться в инспекции МНС и органы ФСЗН для проведения проверки. Ключевым вопросом здесь является выявление фактов «левых выплат». Проект указа предусматривает, что граждане, давшие по таким фактам свидетельские объяснения, будут освобождаться от уплаты подоходного налога и отчислений в ФСЗН с полученных подобным образом сумм. Таким образом, подразумевается, что главным доказательством вины субъекта хозяйствования в выплате зарплаты «в конвертах» будет свидетельство тех, кто ее получает.

Актуальность предлагаемых мер в МНС объясняют неединичными фактами сокрытия или занижения субъектами хозяйствования фонда зарплаты, ее выплаты «в конвертах», а также в размере ниже бюджета прожиточного минимума. Так, в прошлом году было выявлено 1072 случая нарушений нанимателями законодательства о труде и зарплате. По результатам проверок дополнительно предъявлено к уплате в бюджет 961,5 млн. Br, в т.ч. 362,3 млн. налогов и 366,4 млн. Br штрафов. По мнению авторов проекта, указ будет способствовать профилактике нарушений, легализации бизнеса, созданию равных условий предпринимательской деятельности, добросовестной конкуренции, устойчивому социально-экономическому развитию республики.

Причины и следствия

Однако зарплата «в конвертах» — порождение не столько врожденного нежелания бизнесменов жить честно, сколько стремления снизить издержки, вызванные слишком высокой налоговой нагрузкой на фонд оплаты труда. Помимо 12-процентного подоходного налога, удерживаемого из зарплаты, нанимателю приходится уплачивать 34% отчислений в ФСЗН, а также взносы на обязательное профстрахование. Это особенно болезненно для тех видов деятельности, где требуются высококвалифицированные и соответственно хорошо оплачиваемые кадры. Именно из-за таких ставок белорусские бизнесмены обращаются к «серым» и «черным» схемам в надежде улучшить свои конкурентные позиции. Пока налоги на зарплату выше, чем стоимость «обналички», она останется востребованной. Впрочем, власти при желании могли бы перекрыть основные каналы поступления «черного нала», хотя это несколько сложнее, чем штрафовать за зарплату «в конверте». Но не забуксуют ли тогда некоторые сферы деятельности, где конверты и откаты стали непременными атрибутами?

Интересно, что недостаточная социальная защищенность обычно не слишком пугает работников. Отсутствие больничных и отпускных компенсируется «черным налом», а размер будущей пенсии начинает волновать людей лишь с возрастом. К тому же нынешняя пенсионная система отнюдь не стимулирует высокие легальные заработки. Так что ее реформа способствовала бы легализации бизнеса куда больше, чем угроза штрафа.

Личный интерес

Зачастую работники вспоминают о противозаконности «серой» зарплаты, только когда их увольняют или кажется, что у сослуживцев «конверт» толще. Поэтому легко представить, что именно участники трудовых конфликтов станут основными информаторами контролеров. При этом не исключены как оговоры из личной неприязни, так и давление со стороны работников контролирующих органов, желающих преуспеть в разоблачении «зарплатных» схем. Ведь при желании некоторых граждан вполне можно «взять на крючок», предложив им предъявить декларацию о доходах и имуществе. Если обладатель шикарного дома и машины (а то и вполне средних) не сможет объяснить источники своих приобретений, ему останется выбирать: доплатить подоходный налог с разницы между легальным заработком и стоимостью имущества или «сдать» своего нанимателя.

Чтобы жертвами подобных действий не стали законопослушные налогоплательщики, решать вопрос о применении санкций должен суд (что и предусмотрено в проекте) — объективно и беспристрастно изучив доказательства, предъявленные проверяющими. Тут может оказаться недостаточно письменного заявления, мотивы которого порой сомнительны. Что, если субъект хозяйствования представит оформленные надлежащим образом первичные учетные документы на выплату легальной зарплаты, а также свидетельства остальных сотрудников, опровергающие обвинение? Наличие «двойной бухгалтерии» доказать иногда непросто даже при изъятии «левых» ведомостей — их юридическая значимость как доказательства порой весьма сомнительна.

С граблями и лопатами

В основе претензий проверяющих может оказаться размер заработков — такой опыт у нас имеется. Конечно, если зарплата ниже установленного законодательством минимума, то нарушение налицо. Но в зону повышенного внимания могут попасть те, у кого зарплата по вполне объективным причинам ниже среднеотраслевого уровня или попросту мешает отрапортовать о достижении прогнозных показателей. Подобные претензии, собранные на основе мониторинга отчетности предприятий, лежат вне правового поля, но это не мешало массово предъявлять их в 2010 г., когда властям позарез понадобились приснопамятные 500 USD в эквиваленте. Последствия той гонки белорусы в полной мере ощутили в прошлом году: девальвация втрое обесценила зарплаты, зато сразу улучшила конкурентоспособность наших товаров за рубежом, пусть и на время.

Пошел ли урок впрок, чтобы не наступать повторно на те же грабли? Не окажется ли, что под предлогом борьбы с зарплатами «в конвертах» власти снова примутся давить на бизнес? Легко представить, как руководителей предприятий снова потянут «на ковер»: поч-ч-ему не обеспечил среднюю зарплату по фирме в 300, 500 или 1500 долларов?! Будут ли приняты во внимание такие обстоятельства, как реальная конъюнктура рынка, нехватка финансирования, снижение спроса, последствия финансового кризиса, уровень производительности труда? Не окажется ли новый указ дубиной для бизнеса, к другому концу которой привязана лопата, роющая очередную яму для отечественной экономики?

Заметим, что один из самых распространенных способов повысить зарплату — сокращение штатов. Но пока оставшиеся делят фонд оплаты труда, уволенные могут отомстить, просигнализировав куда следует о якобы выплачиваемой «черным налом» зарплате. Может, проверяющие ничего и не найдут, места «доносчику» в трудовом коллективе все равно скорее всего не будет, но нервы попортят. Хорошо еще, что авторы проекта указа не придумали поощрять граждан-информаторов не только освобождением от подоходного налога содержимого «конвертов», но и долей от взыскиваемых штрафов...

Леонид ФРИДКИН