Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36 (2533) от 20.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5043
EUR:
2.6212
RUB:
3.9928
Золото:
146.98
Серебро:
1.74
Платина:
74.8
Палладий:
160.23
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЧЕЛОВЕКУ — ЖИЛЬЕ. ЖИЛЬЮ — ХОЗЯИНА

Понятие "реформа" к процессам, происходящим сейчас в жилищно-коммунальном хозяйстве Беларуси, вряд ли применимо. В массовом сознании этот термин сейчас намертво связан с выселением людей из квартир в странах Балтии и замороженными городами от Карелии до Дальнего Востока...
Понятие "реформа" к процессам, происходящим сейчас в жилищно-коммунальном хозяйстве Беларуси, вряд ли применимо. В массовом сознании этот термин сейчас намертво связан с выселением людей из квартир в странах Балтии и замороженными городами от Карелии до Дальнего Востока.

Такой "реформы" в нашей стране, слава Богу, нет и не предвидится. Но значительные перемены в жилищно-коммунальной сфере государство целенаправленно осуществляет. Вызваны они необходимостью решить ряд острых экономических и социальных проблем.

Путь наверх тарифами пройден

До 1996г. квартирная плата покрывала только 5--6% затрат на содержание жилья. Между тем белорусское общество к этому времени качественно изменилось. Оно расслоилось по имущественному признаку.

Были сняты ограничения на владение жильем. Для немалого количества наших сограждан оно превратилось из предмета личного потребления в средство извлечения прибыли. В этих условиях прежняя политика дотирования оплаты коммунальных услуг наибольшую поддержку оказывала людям с высокими доходами, имеющим в пользовании или собственности большее и лучшее жилье.

В особенно выигрышном положении оказались владельцы двух и более квартир, расположенных в государственном или общественном жилищном фонде. Поскольку величина оплаты эксплуатационных расходов поныне определяется исходя из размеров жилплощади и вне зависимости от ее качества, то больше дотации получили те, у кого больше квадратных метров. Этот же изъян присущ и системе оплаты за центральное отопление, электроэнергию.

Дотацию обеспечивают в основном промышленные предприятия и бюджет. В 2001г. реальный сектор экономики затратил примерно 500 млрд. руб. на финансирование потребляемых населением энергоресурсов и коммунальных услуг (так называемое перекрестное субсидирование). В условиях, когда на мировом рынке дорожают энергоносители и сырье, а готовая продукция дешевеет, эта ноша стала непосильной для белорусской индустрии. Особенно трудно приходилось энергоемким предприятиям.

Для устранения социально-экономических деформаций государство активизировало политику поэтапного сокращения перекрестного субсидирования. В прошлом году тарифы для населения были увеличены на отопление и горячее водоснабжение на 193%, канализацию и холодное водоснабжение -- на 125%, газоснабжение -- на 219%, электроэнергию -- на 146%. В результате население оплатило 40% фактических затрат на оказанные ему жилищно-коммунальные услуги. Этот уровень предусматривался Законом о бюджете на 2002 год.

Рост платежей за жилищно-коммунальные услуги тесно увязывается с мерами по социальной защите населения. За минувший год его реальные денежные доходы увеличены на 7,7%, а реальная заработная плата -- на 8,1%. Средняя зарплата за декабрь составила 115 USD в эквиваленте. Соотношение минимальной пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера было доведено до 71%.

Сокращение перекрестного субсидирования позволило существенно снизить для реального сектора экономики цены и тарифы на все виды энергоносителей. Это привело к уменьшению финансовой нагрузки на бюджет и предприятия в 2002г. на 310 млрд. руб.

В начале текущего года сокращение перекрестного субсидирования жилищно-коммунальной сферы было продолжено. Тарифы на холодную воду и канализацию для населения выросли в январе наполовину, на электроэнергию -- более чем на треть, на горячую воду и отопление -- на четверть, на природный газ -- на шестую часть. В феврале произошло еще одно повышение тарифов на горячую воду и отопление. На сей раз на 15%.

На этом рост тарифов завершен. Население сейчас покрывает своими средствами 61% фактических затрат в отопительный сезон и 55% -- в летний. По Закону о бюджете на 2003г. оно должно оплатить половину стоимости коммунальных услуг. Нынешней величины платежей достаточно, чтобы до конца года выполнить требование Закона без дальнейшего повышения тарифов.

Сейчас за однокомнатную квартиру площадью 32 кв.м с двумя проживающими нужно платить 41 тыс. руб., за двухкомнатную (48 кв.м, трое жильцов) -- 59 тыс.руб., за трехкомнатную (69 кв.м, четверо жильцов) -- 80 тыс. руб. Летом оплата соответственно составит 23 тыс., 34 тыс. и 49 тыс. руб.

Естественно, повышение коммунальных и энерготарифов для населения -- мера непопулярная. Для смягчения ее социальных последствий с января текущего года были увеличены стипендии студентам и учащимся, с февраля -- пенсии, с марта -- ставка первого разряда для работников бюджетной сферы, а с ней и минимальная заработная плата. Для семей, в которых платежи за коммунальные услуги превышают четверть совокупного дохода, действует система безналичных жилищных субсидий. За год правительство обязано обеспечить рост реальных денежных доходов населения на 6--6,5%, а уровень среднемесячной заработной платы -- довести до 125 USD в эквиваленте.

Но доступность и качество жилищно-коммунальных услуг связаны не только с уровнем массовой платежеспособности.

Где монополия -- там застой

Система дотирования производственно-хозяйственной деятельности государственных жилищно-коммунальных организаций плоха еще и тем, что не ориентирует их на эффективную, высокопроизводительную работу. Все издержки отрасли, в том числе и являющиеся следствием элементарной бесхозяйственности, в основном покрываются за счет тарифов. Собственники и наниматели квартир лишены возможности через оплату влиять на своевременность проведения и объемы работ, необходимых для поддержания их жилья в пригодном для эксплуатации состоянии, а также на качество предоставляемых коммунальных услуг.

Это происходит потому, что жилищно-эксплуатационные организации в большинстве случаев совмещают в одном лице функции собственника жилищного фонда, заказчика и подрядчика работ, обеспечивающих его содержание. Такое монопольное положение на рынке коммунальных услуг стимулирует не снижение их себестоимости, а "освоение" дотаций, завышение тарифов.

Неслучайно при всей неприглядности значительной части нашего жилищного фонда и окружающих его территорий, при неразвитости и примитивности коммунального сервиса многие предприятия и организации отрасли-монополиста выплачивали в прошлом году зарплату своим работникам в полтора-два раза выше, чем в среднем по стране. А некоторые коммунальные начальники, даже в сельских районах, получали ежемесячно по 700--800 USD в эквиваленте. Часть средств расточительно тратилась на отделку кабинетов, приобретение легковых автомобилей, содержание музыкально-танцевальных кружков и т.д. Много таких фактов выявлено проверками Комитета государственного контроля.

Сейчас правительство внимательно разбирается с обоснованностью затрат в жилищно-коммунальном хозяйстве. Сокращение издержек способно снизить тарифы на услуги отрасли.

Самое главное -- преодолеть монополию, создать в коммунальной сфере условия для конкурентных, реальных договорных отношений. Это одна из главных целей постановления Совета Министров от 2003-01-17г. N 45 "О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг".

Сейчас в наших многоэтажках живут по соседству частные собственники и наниматели квартир. Закон "О совместном домовладении" разрешает собственникам создавать товарищества и выполнять функции хозяев дома. На банковских счетах товариществ аккумулируются платежи их членов. Отсюда производится вся оплата коммунальных услуг и содержания жилья. В таких случаях жилищно-эксплуатационным организациям остается только роль подрядчиков, которые должны конкурировать за получение заказов на рынке услуг. Ведь товарищества собственников никто не неволит обращаться именно в свой ЖЭС. Они нередко обходятся даже без монополистов рангом выше, применяя в обслуживании своего жилья современные инженерные решения.

Недавно премьер-министр Г.Новицкий осмотрел многоэтажный дом в Бобруйске, где хозяин -- товарищество собственников, то есть сами жильцы. Внимание главы правительства привлекли не только идеальная чистота подъездов, ухоженность жилья. Здешние обитатели установили автономную систему отопления и вполне обходятся без услуг городской теплоцентрали. Так дешевле, надежнее и теплее. В целом же платежей членов этого товарищества и без дотаций хватает на цивилизованное содержание своего дома. Тем и отличается хозяин от поденщика, что у него деньги собственные, с умом траченные.

Чтобы больше многоэтажек обрели таких хозяев, правительство постановлением N 45 запретило ввод в эксплуатацию жилых домов долевого строительства, а также жилья после реконструкции и капитального ремонта без создания здесь товариществ собственников. В следующем году должно быть завершено создание таких товариществ во всех домах, где 70% и более квартир приватизировано. Облисполкомам, Минскому горисполкому, а также министерствам экономики и жилищно-коммунального хозяйства поручено до 2006г. провести акционирование предприятий, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда. Уже с нынешнего года специализированные работы в отрасли, а также обслуживание товариществ собственников решено осуществлять на конкурсной основе.

Это начало большой и сложной работы по созданию в жилищно-коммунальном хозяйстве конкурентной среды. Именно она способна придать отрасли необходимую эффективность и надежно защитить права потребителей коммунальных услуг.

Вторая молодость "хрущевок"

Последние семь лет в Беларуси ежегодно вводится в эксплуатацию от 2,6 млн. до 3,6 млн. кв.м жилья. Причем примерно треть его строится на селе. Это оптимальный уровень для нашей страны. Он сопоставим с объемами жилищного строительства в зажиточной Чехии. Сбавлять темпы наше государство не собирается. Прогнозом социально-экономического развития на текущий год, утвержденным президентским Указом, ввод жилья намечен в пределах 2,5--3 млн. кв.м.

Однако квартирная проблема, которая все еще остра, не может быть решена только с помощью нового строительства. Нельзя не заметить, что жилой фонд и коммуникации к нему у нас стареют быстрее, чем ремонтируются. В ряде мест это уже угрожает безопасности людей. В 22 кв.м общей жилой площади, что в среднем приходятся на каждого жителя Беларуси, велика доля неблагоустроенного, технически изношенного, а то и аварийного жилья.

Поэтому постановление Совета Министров N 45 предусматривает в нынешнем году ввод жилой площади после капитального ремонта на уровне 610 тыс. кв.м, что в 1,7 раза больше, чем в прошлом году и соответствует уровню 1990г. В дальнейшем объемы капремонта будут возрастать.

Начиная со следующего года, в стране начнется реконструкция крупнопанельных жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий. Программа рассчитана на 12 лет. За 2004--2006гг. запланировано привести в порядок 189 "хрущевок" общей площадью 718 тыс. кв.м, а за 2007--2015гг. -- еще 175 домов площадью 665 тыс. кв.м. Для их обитателей создается подменный фонд. Уже в нынешнем году для временного отселения жильцов будет построено не менее чем по 200 квартир в каждой области и в столице.

Кроме того, облисполкомы, Минский горисполком, министерства и ведомства получили правительственное задание капитально отремонтировать до конца года не менее одного общежития в своих регионах и отраслях. А до 2015г. будут реконструированы все общежития страны, которые в этом нуждаются. Часть из них решено переоборудовать в квартиры для постоянного проживания с последующей передачей их в коммунальную собственность.

Капитальный ремонт жилья обязательно включает в себя его тепловую модернизацию. Постановление Совета Министров предусматривает также массовую установку групповых и поквартирных приборов учета воды и энергоносителей, реконструкцию котельных и тепловых сетей, более широкое применение природного газа в топливном балансе жилищно-коммунального хозяйства. Все это должно обеспечить ежегодное снижение потребления энергоресурсов в отрасли не менее чем на 10% и сдержать рост тарифов для населения.

Так уж получилось, что неказистые "хрущевки" заняли центральные улицы и площади многих белорусских городов. Улучшить их архитектурный облик, расширить площадь современного благоустроенного жилья поможет надстройка мансард в ходе модернизации домов. Современные материалы позволяют это сделать. Выгода еще и в том, что к такого рода реконструкции можно привлечь средства граждан, иные внебюджетные инвестиции. Поэтому постановление правительства обязывает местные исполнительные и распорядительные органы уже в нынешнем году провести в каждом городе и районе тепловую модернизацию с надстройкой мансард не менее одного малоэтажного жилого дома. А в каждом городе областного подчинения и в Минске такой реконструкции будут подвергнуты не менее двух "хрущевок". Обязательное условие -- привлечение средств инвесторов. Ставится задача отработать этот метод обновления жилого фонда и в дальнейшем широко применять его в массовой практике.

В стране 647 тыс. кв.м ветхого и аварийного жилья. В нем обитает 35 тыс. наших соотечественников. 8,8 тыс. из них в текущем году намечено отселить в благоустроенные квартиры. Остальных -- на протяжении двух последующих лет. Только в текущем году для этих целей необходимо построить 175 тыс. кв.м жилья, на что потребуется 71 млрд. руб. Из жилищно-инвестиционных фондов можно направить лишь 38 млрд. руб. Остальные средства предполагается изыскать за счет льготных кредитов, средств граждан и субвенций из бюджета для тех, кто имеет на них право.

Преобразования, которые происходят сейчас в жилищно-коммунальной сфере, очень многогранны и сложны. Но суть их проста: дать человеку цивилизованное жилье, а жилью -- хозяина. Это самая крепкая узда и для сдерживания роста коммунальных платежей.