Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Приватизация
13.05.2003 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чековая приватизация зашла в тупик

Состоялись парламентские слушания на тему "О концепции приватизации в Республике Беларусь". Депутаты решили проанализировать ход затянувшегося на десять лет процесса приватизации государственной собственности, разобраться, почему в итоге не достигнута главная цель преобразований -- повышение эффективности экономики...

Состоялись парламентские слушания на тему "О концепции приватизации в Республике Беларусь". Депутаты решили проанализировать ход затянувшегося на десять лет процесса приватизации государственной собственности, разобраться, почему в итоге не достигнута главная цель преобразований -- повышение эффективности экономики.

ПОНЯТНО, что особое внимание было уделено дальнейшей судьбе чеков "Имущество", срок обращения которых истекает 1 июля. Как сообщил заместитель премьер-министра -- министр экономики Андрей Кобяков, правительство внесло в Палату представителей проект закона о внесении изменений в Закон "Об именных приватизационных чеках". Документ предусматривает завершение безвозмездной чековой приватизации до 1 января 2004г.

Логика Совета Министров такова: 26,7% граждан Беларуси не пожелали принять участие в безвозмездной приватизации и не получили ИПЧ "Имущество". Кроме того, 2,6 млн. граждан не использовали полученные чеки по целевому назначению, то есть в обмен на акции приватизируемых предприятий. В отделениях Беларусбанка в настоящее время для обмена предлагаются акции 221 акционерного общества. По словам А.Кобякова, динамика обмена ИПЧ свидетельствует о незаинтересованности населения в приобретении акций. В то же время для компенсации выданных, но неиспользованных чеков, даже если гасить их по номинальной стоимости в 3,3 тыс. руб., потребуется примерно 660 млрд.руб., а таких денег в бюджете нет.

По мнению вице-премьера, растягивать процесс компенсации неиспользованных чеков на несколько лет нет смысла, ибо "это превратится в очередную профанацию". В соседних государствах приватизация длилась максимум два года. Поэтому правительство предлагает чеки, которые не будут использованы до января следующего года, аннулировать без денежной компенсации, предусмотренной ныне действующим законодательством.

КРОМЕ законодательного оформления предложений о завершении чековой приватизации, правительство ожидает, что парламент оперативно примет новый закон о приватизации. Его основные нормы изложил заместитель министра экономики Олег Мельников.

Согласно действующему закону о приватизации предприятие можно продавать за одну минимальную заработную плату, но есть ограничения: численность работающих не более 100 человек, а долги должны равняться или превышать активную часть баланса. Предлагается изменить эти нормы: численность -- до 500 человек и долги -- от 80% активной части баланса и выше.

Будут увеличены льготы для членов коллектива. Если сегодня каждый работник вправе выкупить по цене на 20% ниже номинала пакет акций стоимостью 100 базовых величин, то в законопроекте предлагается эту сумму удвоить. Руководитель успешно работающего предприятия по истечении года получит право приобрести по номиналу акции на сумму 2000 величин. Предусмотрен такой вариант, как закрытые аукционы и конкурсы, которые будут проводиться только для белорусских инвесторов.

Появится еще одно новшество: акционерное общество сможет приобретать до 10% акций, принадлежащих государству, с последующим их распределением между членами трудового коллектива. Вводится прямая продажа объекта путем переговоров. Понятно, что речь идет о собственности, которая не заинтересовала инвесторов.

ВАСИЛИЙ Хрол, председатель комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, призвал депутатов поддержать позицию правительства и с января следующего года осуществлять приватизацию госимущества только на возмездной основе. В.Хрол считает, что парламент в ходе этой сессии должен определиться, проводить ли дальнейшую приватизацию "под конкретного инвестора, который обеспечит технологическую модернизацию и перевооружение производства, сохранит рабочие места, или же осуществлять дальше справедливое перераспределение госимущества между гражданами и по-прежнему оставаться "нищими, но гордыми".

В.Хрол напомнил: когда более десяти лет назад принималось законодательство о приватизации, абсолютное большинство предприятий были прибыльными, оборудование не столь изношено и на акции можно было получать дивиденды. Сегодня же на многих предприятиях нет денег не только на внедрение новых технологий, но даже на зарплату и приобретение сырья. Вложение ИПЧ "Имущество", конечно же, не поможет этим предприятиям, наоборот, усугубит их положение. Только деньги могут изменить ситуацию.

О том, что население Беларуси уже "созрело" для реформ, свидетельствуют результаты недавно проведенного Институтом социально-политических исследований соцопроса. Более 67% респондентов поддерживают идею приватизации государственного имущества, лишь менее 10% -- категорически против. Свыше 69% высказались за преобразование госпредприятий в форме акционерных обществ. Однако действующая процедура приватизации не создает предпосылок для экономического роста в стране. Эта мысль звучала во многих выступлениях. Некоторые клеймили "приватизацию по Чубайсу", считая неприемлемым для Беларуси российский опыт обвальной смены собственников, когда тысячи людей оказались выброшенными на улицу и произошло резкое расслоение общества.

Но и нашей стране похвастаться нечем. Анна Бурова отметила, что чековая приватизация зашла в тупик, а правительство явно не знает, что делать с 50% убыточных предприятий, но зато "все сделало для того, чтобы те инициативные люди, которые могут и хотят работать, не стали их владельцами". А.Бурова предложила отменить ограничения на приобретение акций за чеки "Имущество". Тогда, возможно, нашлись бы в нашей стране предприниматели, которые купили бы отечественные предприятия и сделали их со временем если не процветающими, то по крайней мере прибыльными. А зарубежный инвестор с деньгами туда не придет. Кстати, за первый квартал прирост инвестиций в основной капитал в стране составил лишь 1,8% при плане 12--13%.

Заместитель председателя комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Михаил Аникеев подчеркнул, что негосударственный сектор экономики, созданный в процессе приватизации, работает плохо, большинство предприятий убыточны. Сказывается отсутствие новых технологий и инвестиций, вмешательство государства (и местных властей в том числе) в оперативно-хозяйственную деятельность, навязывание директорскому корпусу "спущенных сверху" показателей. Практически предприятия не имеют никакой самостоятельности в выборе направлений развития и планировании перспектив.

КАК ИЗМЕНИТЬ ситуацию? Необходимо принять решение о направлении в свободную продажу контрольного пакета принадлежащих государству акций ОАО. Причем продавать их по номинальной стоимости, естественно с учетом индекса инфляции. М.Аникеев предлагает сначала пустить в свободное плавание акционированные предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а через полгода -- перерабатывающие предприятия и т.д. Также отменить мораторий на продажу акций, приобретенных по льготной цене и за ИПЧ. Для привлечения внутренних инвестиций юридические лица, прошедшие процесс разгосударствления, должны иметь свободу действий в выпуске второй и последующих эмиссий акций.

ПОДГОТОВЛЕННЫЙ в Палате представителей по итогам парламентских слушаний проект рекомендаций правительству содержит пункт о необходимости с января 2004г. осуществлять приватизацию госимущества только на возмездной основе. Однако одобрят ли этот документ в Овальном зале -- а голосование по нему еще предстоит, -- сказать трудно. Хотя практика показывает, что правительство умеет убедить депутатов поддержать почти любую свою инициативу, на этот раз многие народные избранники не склонны к компромиссу.

Председатель комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Сергей Заболотец озвучил коллективное мнение депутатов, работающих в комиссии: отклонить проект изменений в Закон "Об именных приватизационных чеках", сохранить выплату компенсаций, принять меры для обеспечения ИПЧ государственным имуществом. С.Заболотец считает, что сроки погашения чеков можно растянуть до 2008г. включительно. Иначе доверие населения к власти, которое уже и сегодня невелико, можно потерять вовсе. Депутат Виктор Кучинский призвал правительство исполнять законы, а не искать обходные пути, стараясь облегчить бремя своих забот. По его мнению, государство неэффективно управляет принадлежащей ему собственностью, которая "ярмом висит на шее населения и бюджета". Почему оно не избавляется от того, чем не может эффективно распорядиться? Такие предприятия, предлагает депутат, надо продавать даже за символическую цену -- за рубль.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений