Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2620) от 24.03.2023 Смотреть архивы

USD:
2.7632
EUR:
2.9588
RUB:
3.8012
Золото:
165.6
Серебро:
1.96
Платина:
84.84
Палладий:
142.94
Назад
Факты, комментарии
07.05.2010 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чего ожидают от директивы №4 предприниматели?

Проект директивы № 4, о необходимости принятия которой в послании белорусскому народу и Национальному собранию говорил Президент Александр Лукашенко, уже подготовлен и находится на согласовании в органах госуправления. Свои предложения по либерализац...

Проект директивы № 4, о необходимости принятия которой в послании белорусскому народу и Национальному собранию говорил Президент Александр Лукашенко, уже подготовлен и находится на согласовании в органах госуправления. Свои предложения по либерализации экономики и раскрепощению предпринимательской инициативы направили в Минэкономики и корпоративные союзы.

Владимир КАРЯГИН, председатель общественного объединения «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» (МССПР):

— Идея директивы не нова. Более 10 лет назад мы уже направляли проект подобного документа правительству.

Будем надеяться, что сейчас наше мнение услышат и учтут. То, что установка на либерализацию и развитие частного предпринимательства будет закреплена в директиве, очень важно: это означает, что в дальнейшем в соответствии с ней будет совершенствоваться вся законодательная база в этой области.

Мы предлагаем объявить развитие малого и среднего бизнеса одним из высших государственных приоритетов — наряду с жильем, инвестициями и инновациями. Это станет своего рода командой для всех уровней власти развивать и поддерживать частную инициативу, а не подавлять ее и наказывать по любому поводу.

На самом деле среди глав районных администраций немало образованных людей с рыночным типом мышления, которые прекрасно понимают, насколько важен частный сектор для местного бюджета. Но они, так же как и предприниматели, боятся проявлять инициативу, поскольку это может не понравиться какому-то более высокому начальству. В этом плане директива будет обязательна для всех без исключения, ее придется выполнять. Однако требование к вертикали должно опираться и на горизонтальную поддержку — деловые ассоциации, советы по предпринимательству, бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д. Не должно быть и политики двойных стандартов: для госпредприятий не должны создаваться более благоприятные условия, чем для негосударственных.

Георгий БАДЕЙ, председатель правления Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. проф. М. Кунявского (БСПН):

— В своих предложениях мы сформулировали ряд целей. Например, что касается структурной перестройки экономики, то необходимо создать такие условия для бизнеса, чтобы доля услуг в общем объеме ВВП достигла 50% к 2015 г. и 60% к 2020 г. Обеспечить за пятилетие рост производства научной и высокотехнологической продукции в два раза, а ее экспорт к 2020 г. — до 10% в общем объеме экспорта. Довести к 2015 г. долю малого предпринимательства в ВВП до 20%, а в 2020 г. — до 30%.

— В последнем докладе ЮНКТАД отмечается, что в Беларуси решения, которые принимаются наверху, нередко игнорируются местными властями. Не произойдет ли такое и с директивой?

— Поэтому мы и предлагаем включить в нее вышеназванные индикаторы, чтобы было видно, кто как работает. Если перед госорганами поставят задачу довести долю малого предпринимательств до 20%, то на местах будут заинтересованы в снятии барьеров и поддержке предпринимательства.

Союзы предлагают:

  •  Уменьшить «контрольную нагрузку» на бизнес: прибыльно работающие и исполняющие обязательства перед госбюджетом субъекты предпринимательской деятельности должны проверяться только в исключительных случаях при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
  • Создать систему мониторинга эффективности применяемых в стране санкций и штрафов.
  •  Все проекты нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, в обязательном порядке должны предварительно направляться на согласование в объединения предпринимателей для прогнозирования социально-экономических последствий по каждому из них.
  •  Включить в Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» норму, согласно которой нормативные правовые акты в сфере бухучета, налогообложения, ценообразования, корпоративных отношений вступают в силу не ранее трех месяцев после их официального опубликования.
  •  Развивать системы небанковских кредитно-финансовых организаций, в т.ч. специализирующихся на поддержке малого и среднего предпринимательства. Создавать инвестиционные, гарантийные и венчурные фонды, в т.ч. с государственным участием.
  •  Создать центры добровольной сертификации и Госкомитет по антимонопольной деятельности.
  •  Расширить практику продажи, передачи в аренду либо безвозмездное пользование неиспользуемого либо неэффективно используемого госимущества, в т.ч. зданий, сооружений и помещений.
  •  Ввести нормы о признании действительными на территории Беларуси сертификатов, выданных авторитетными органами сертификации других стран (без получения белорусского сертификата).

Ольга ШАВЕЛА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений