$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Чего не хватает придорожному сервису

02.11.2007

Объекты придорожного сервиса все еще не отвечают международным требованиям ни по количеству, ни по качеству работы, сделал вывод проверивший их состояние Комитет госконтроля.

Инфраструктура придорожного сервиса развивается медленно и хаотично, не соответствует международным нормативам, считают специалисты КГК.

Сейчас в республике 907 объектов торговли придорожного сервиса, в т.ч.: 372 автозаправочные станции, 229 магазинов, 351 объект общественного питания. Платные услуги (бытового, гостиничного, ремонтного характера и др.) оказывались на 122 объектах. Это меньше, чем предусмотрено Программой «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг. Так, в прошлом году задание по строительству моек выполнено на 50%, пунктов постоя — на 22%, охраняемых стоянок — на 6% и т. д. Аналогичная ситуация сложилась и в 2007 г.: за первое полугодие задание по вводу в эксплуатацию объектов придорожного сервиса выполнено всего на 35%.

Несмотря на то, что еще Программой развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001-2005 гг. создание сети объектов придорожного сервиса предусматривалось осуществлять преимущественно за счет негосударственных инвестиций, до сих пор так и не созданы необходимые условия для привлечения не только иностранных, но и отечественных инвесторов в этот сектор экономики. Сеть придорожной инфраструктуры по-прежнему формируется в основном за счет объектов государственной формы собственности и потребкооперации.

Частного инвестора отпугивают длительные сроки и многочисленность согласований в различных инстанциях места размещения объекта сервиса, его архитектурно-дизайнерского оформления и выдачи технических условий на разработку проектно-сметной документации — на это иногда уходят годы. Три года, привел пример КГК, тянулось согласование с УКП «Белдорпроект» проектно-сметной документации на реконструкцию автостоянки у кафе «Минутка» Кобринского райпо на автомобильной дороге Брест (Козловичи) — Минск — граница Российской Федерации (Редьки) (дорога М-1/Е-30).

Объекты придорожного сервиса размещаются вдоль автомагистралей крайне неравномерно, зачастую хаотично и в основном вблизи городов. Например, на отдельных участках автодороги М-1/Е-30 магазины, пункты питания, автозаправочные станции расположены подряд через расстояние в 20-30 км, в то же время на протяжении 100 км и более нет стоянок, пунктов постоя, туалетов. Не развита инфраструктура придорожного сервиса на ряде местных автомобильных дорог. Так, на участке дороги М-5 Минск — Гомель протяженностью 120 км нет станций техобслуживания и ремонта автомобилей, охраняемых стоянок, медпунктов, пунктов связи. Аналогичная ситуация на дорогах М-8 граница Российской Федерации — Витебск — Гомель — граница Украины, М-10 граница Российской Федерации — Гомель — Кобрин и др.

Объем розничного товарооборота на имеющихся объектах нынче увеличился всего на 2%, притом что в целом по стране он возрос на 17,9%. Не обеспечено выполнение поручения главы государства по увеличению роста доходов от функционирования объектов придорожного сервиса.

Проверка показала, что субъекты хозяйствования, занятые в этой сфере деятельности, не обеспечивают надлежащее торговое обслуживание и иные сервисные услуги участникам дорожного движения. Нарушения законодательства выявлены в каждом из 220 проверенных магазинов и объектов общепита.

Материально-техническая база ряда объектов не соответствует предъявляемым санитарным нормам и правилам, кое-где вплоть до отсутствия элементарных бытовых условий, водоснабжения, канализации.

Во многих объектах обнаружено низкое качество обслуживания, на каждом втором проверенном объекте не соблюдался ассортиментный перечень. Например, в баре комплекса по оказанию услуг ПО ООО «КАДМ», расположенном на автодороге Минск — Гродно, предлагались лишь алкогольные и безалкогольные напитки, пиво и чипсы. До 50% блюд, предусмотренных меню, отсутствовали в кафе-баре ООО «Ростра» (дорога М-1/Е-30), кафе «Минутка» ЧУП «Минутка-2» (дорога М-6) и др.

Грубые нарушения технологической дисциплины, необоснованное завышение цен, недовложения, недовесы, обман потребителей были выявлены на всех проверенных объектах. Продукция реализовывалась по завышенным (от 5 до 90%) ценам. Недовесы отдельных порций составляли от 10 до 80%.

Субъектами предпринимательской деятельности не соблюдалось налоговое законодательство, а также порядок приема денежных средств (не использовались кассовые аппараты).

По результатам проверок КГК к административной ответственности привлечено 136 человек, они оштрафованы на общую сумму 5,2 млн. Br, к 15 юридическим лицам применены санкции на сумму 93 млн. Br, к дисциплинарной ответственности привлечено 28 работников, вынесено 6 постановлений о приостановлении эксплуатации объектов. В отношении 10 субъектов местным органам власти направлены материалы для рассмотрения вопроса об аннулировании лицензии на право осуществления розничной торговли и общественного питания.

Материалы проверки были направлены в Совет Министров для принятия мер и устранения выявленных нарушений и недостатков. КГК рекомендовано утвердить в установленном порядке план мероприятий по приведению сети придорожного сервиса до норматива Европейского соглашения о международных автомагистралях (как по наличию объектов, так и по их технической оснащенности и уровню обслуживания).

Те, кто выезжал за границу, помнит, сколь привлекательны для отдыха остановочные пункты на дорогах Польши, Чехии, Германии… Чистотой, уютом, вкусной едой привлекают проезжающих маленькие частные кафе и гостинички. Не считаясь с личным временем и усилиями, их хозяева практически круглосуточно трудятся на благо путешественников, деньги приносящих. Если намерение нашего государства по оцивилизации отечественных дорог не разойдется с делами, то в этой сфере откроется источник приложения сил для инициативных и неленивых граждан.