$

2.0470 руб.

2.2714 руб.

Р (100)

3.1033 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Социум

Чего достигли, что планируем

02.04.2002
Обеспечение граждан достойным жильем остается одной из главных забот государства. Согласно Указу Президента от 8.11.2001г. N 640 "Об утверждении важнейших параметров прогроза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 год" нынче должно быть введено в эксплуатацию 2,5--3,0 млн.кв.м общей площади жилья. (В 2001г. при плане 2,75--3,0 млн.кв.м введено 3,024 млн.кв.м, или 100,8% к максимальному заданию.)

В целях выполнения нынешнего плана постановлением Совета Министров от 2002-02-11г. N 196 "Об обеспечении выполнения заданий на 2002 год по строительству, реконструкции и капитальному ремонту жилых домов" установлены конкретные, в т.ч. поквартальные, задания по вводу жилья областям, г.Минску, республиканским органам госуправления, иным государственным организациям.

Как и прежде, поставлена задача возвести в сельской местности не менее 30% жилья от общего задания.

Остался прежним и принцип финансирования: максимально возможный прирост жилфонда должен быть обеспечен за счет внебюджетных источников.

Всего на выполнение основной программы по вводу жилья-2002 (2,7 млн.кв.м) республике требуется 900,9 млрд.руб. Планируется, что эти потребности на 54,4% будут покрыты средствами населения (490 млрд.руб.), на 14,6% -- льготными кредитами (132 млрд.руб.), на 13,5% -- средствами предприятий и организаций, включая займы и инновационные фонды (121,8 млрд.руб.), на 32,1% -- средствами консолидированного бюджета (289,2 млрд.руб.), в том числе на 12,5% -- средствами местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов (112,3 млрд.руб.).

Согласно Закону "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" указанные жилищно-инвестиционные фонды образуются областными и Минским городским Советами депутатов наряду с местными целевыми бюджетными фондами стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия с установлением целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, за счет уплаты всеми юридическими лицами (кроме освобожденных в соответствии с Законом) единых платежей в размере 2,5% выручки от реализации продукции, работ, услуг. С указанных платежей на формирование бюджетных жилищно-инвестиционных фондов направляется 20% поступивших средств.

Средства местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов разрешено использовать на:

предоставление займов (кредитов) гражданам, а также юридическим лицам и их обособленным подразделениям, занимающимся предпринимательской деятельностью по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, строящим (реконструирующим) и приобретающим жилые помещения, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки в соответствии с законодательством;

строительство жилых помещений в колхозах и совхозах в размере не менее 30%;

Минскому городскому Совету депутатов предписано направлять 70% средств данного фонда на предоставление займов (кредитов) гражданам, а также юридическим лицам, осуществляющим строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры в районах жилой застройки. 30% средств направляется в соответствующие фонды областей (по 5% в каждый) для финансирования строительства жилья в сельской местности.

Правительство рекомендовало также облисполкомам и Минскому горисполкому направлять часть средств местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов на предоставление займов (кредитов) военнослужащим и работникам милиции, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилых помещений.

Как и прежде, на финансирование строительства жилья и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры будут направляться средства инновационных фондов, часть средств, предусмотренных на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС, а также субвенции и субсидии отдельным категориям граждан, имеющим по закону льготы на получение жилья и право на государственную поддержку при его строительстве (реконструкции) и покупке.

В республике целенаправленно продолжается работа по развитию внебюджетного финансирования жилищного строительства. Наряду с использованием таких традиционных форм, как долевое строительство, муниципальные жилищные займы и др., организуется поиск новых его форм. Этим, в частности, занялся в Жодино вместе с заинтересованными предприятиями по их же инициативе Минский облисполком.

Особая задача -- снижение стоимости жилищного строительства. В отличие от предыдущих лет в II полугодии 2001г. стоимость 1 кв.м общей площади строящегося жилья не росла, а, наоборот, снижалась, несмотря на инфляцию. Во исполнение решений главы государства и правительства о снижении стоимости жилищного строительства на 10% Минстройархитектуры совместно с облисполкомом и Минским горисполкомом утвердил региональные дифференцированные предельные стоимости 1 кв.м общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой. Снижена на 30% стоимость предпроектных и проектных работ, услуг по выдаче технических условий, экспертизе проектов, сумм отчислений на содержание службы заказчика и органов стройнадзора.

В 2002г. работа по снижению стоимости жилищного строительства на 10% на всех уровнях инвестиционного процесса, в т.ч. в смежных отраслях, выпускающих оборудование и комплектующие изделия для жилищного строительства, будет продолжена.

Важное место в программе жилья-2002 отводится селу, где должно быть введено в действие 750--900 тыс.кв. м. Такой подход обусловлен не только количеством состоящих на квартирном учете в сельской местности граждан (в 2001г. -- 25,4 тыс. семей) и наличием жилищного фонда, но и уровнем развития производственных мощностей агропромышленного комплекса, потребностью в трудовых ресурсах, необходимостью улучшения демографической ситуации на селе и вывода сельского хозяйства из кризисного состояния.

По поручению правительства в 2001г. Минсельхозпрод с участием заинтересованных проанализировал состояние жилищного строительства и обеспеченности жильем сельских жителей. На основе этого анализа разработаны и утверждены региональные комплексные схемы обеспечения жильем сельчан в 2001--2005 годах, на основе которых на местах будут утверждаться конкретные графики строительства (реконструкции) и финансирования жилых домов с таким расчетом, чтобы на каждую селькохозяйственную организацию пришлось не менее 5 построенных (реконструированных), купленных или отремонтированных пустующих домов (квартир).

В 2002г. и в ближайшие последующие годы одним из основных направлений улучшения жилищных условий должно стать также эффективное использование существующего жилищного фонда, прежде всего за счет реконструкци, модернизации и капитального ремонта эксплуатируемых зданий, вовлечения в оборот и использования по целевому назначению пустующих жилых помещений. Таким образом в дальнейшем должен быть исключен односторонний подход к решению жилищной проблемы только путем наращивания объемов нового строительства.

Низкий уровень капитального ремонта жилищного фонда (в 2001г. его объем к уровню 1990г. составил всего лишь 55,6%) ведет к увеличению межремонтных сроков, росту затрат на текущее содержание и увеличению площади ветхого и аварийного жилья (к 2001г. его объем возрос до 660 тыс. кв.м). Поэтому постановлением правительства впервые доводится задание по областям и г.Минску по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов после капитального ремонта (343 тыс.кв.м). При его выполнении будет обеспечен рост объемов капитального ремонта жилья по отношению к объемам нового строительства с 9,2 до 11--12% (в 1990г. этот показатель составлял 11,5%).

В рамках реализации программы жилищного строительства и региональных комплексных схем обеспечения жильем сельских жителей особое внимание должно быть уделено улучшению жилищных условий малообеспеченных семей, молодежи, а также проживающих в сельской местности работников здравоохранения, образования, культуры, инвалидов, молодых специалистов, военнослужащих и некоторых других групп населения.

Постановлением возложена персональная ответственность на министра архитектуры и строительства, председателей облисполкомов и Минского горисполкома за выполнение программы жилищного строительства и заданий по реконструкции жилищного фонда.

Автор публикации: Виктор САВИЦКИЙ,ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы