Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Мнения
13.11.2020 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №86 (2385) от 13.11.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Частный бизнес получит профсоюзы вместо мер поддержки

Фото: freepik

На встрече с главой ФПБ Михаилом Ордой 10 ноября Александр Лукашенко потребовал до конца года создать проф­союзные организации в предприятиях частной формы собственности. Прозвучало это требование предельно жестко и бескомпромиссно – частные предприятия, которые не выполнят распоряжение, могут быть ликвидированы.

 

Профсоюзам закон не писан

Каким образом планируется выполнять распоряжение Президента, непонятно. В соответствии с действующим законодательством (Закон от 22.04.1992 № 1605-XІІ «О профессиональных союзах») граждане имеют право на добровольной основе создавать по своему выбору проф­союзы, а также вступать в такую организацию по своему желанию. Таким образом, создание профсоюзов является правом, а не обязанностью граждан.

Закон также предписывает, что принадлежность или непринадлежность граждан к профсоюзам не должны быть основанием для каких-либо ограничений их трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод, гарантируемых действующим законодательством. Данные нестыковки мы подробно разбирали в статье «Трипартизм по-белорусски. Нанимателей обяжут создавать проф­союзные ячейки?» («ЭГ» № 17 за 06.03.2020).

Отметим, что новая инициатива прямо противоречит принципам Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». Речь идет о презумпции добросовестности субъектов хозяйствования, принципах саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, инициативной группе, которая займется разработкой такого нормативного акта, не позавидуешь – работа предстоит непростая.

 

Пора определиться – экономический рост или профсоюзы

Однако не только правовой фундамент инициативы вызывает вопросы.

Изначально слабым и политически мотивированным выглядит социально-экономическое обоснование необходимости таких мер.

Нет никаких достаточных статистических данных, подтверждающих, что права работников, занятых в частном секторе, нарушаются чаще, чем в государственных предприятиях. Также нельзя сказать, что все действующие профсоюзные организации создаются сугубо в госсекторе.

Согласно статистике ФПБ, за последние 5 лет создано 4,3 тыс. первичных профсоюзных организаций – 23% от их общего количества. 75% созданных за этот период ППО были зарегистрированы на предприятиях частного сектора. То есть образование профсоюзов идет в своем спокойном и размеренном темпе, исходя из реальной ситуации на местах. Зачем форсировать процесс, создавая еще одну точку напряжения в обществе, когда положение бизнеса и так усугублено неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и сложным экономическим положением, остается загадкой.

Также из эмоциональной риторики Александра Лукашенко и заявлений Михаила Орды нельзя сделать никаких выводов о том, касаются ли озвученные требования всех предприятий или только предприятий с большими трудовыми коллективами. Логику требований еще можно было бы понять, если речь шла бы о средних и крупных предприятиях со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек. Пока такой конкретики нет, относить на свой адрес требования Главы государства и возможные последствия их невыполнения может каждый собственник бизнеса, штат которого не превышает и 10 человек.

Мы неоднократно писали, что, несмотря на сложное экономическое положение, именно малый бизнес является залогом устойчивого роста национальной экономики. Это самый быстрорастущий ее сегмент. Объем производства продукции (работ, услуг) малого бизнеса в течение последних 5 лет растет на 16% ежегодно, а это темпы, которые остаются недостижимыми для большинства крупных белорусских предприятий. За этот период малый бизнес стал работодателем для 26,6% наемных работников страны, т.е. для каждого четвертого белоруса (подробнее – в статье «Малый бизнес должен стать основой новой экономической политики», «ЭГ» № 74 за 02.10.2020). И именно микро- и малые предприятия поддерживают доходы бюджета в непростые времена. Если в I полугодии 2019 г. предприятия с численностью работников до 100 человек и индивидуальные предприниматели обеспечивали 25% всех поступлений в бюджет, то в 2020 г. эта доля выросла как минимум на 4%, а по некоторым областям (в частности Минской) – приблизилась к отметке в 40%.

 

Еще один удар по привлекательности предпринимательства

Введение дополнительных требований к частному бизнесу не лучшим образом сказывается на привлекательности предпринимательства и вредит бизнес-климату страны, разом нивелируя все предыдущие достижения. Белорусские предприниматели, конечно, постоянно демонстрируют высокую адаптивность, но все имеет свой предел прочности, особенно если учесть, что национальную экономику при любом развитии событий ждут непростые времена.

Данные о регистрации новых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уже говорят о том, что деловая активность белорусов начинает снижаться. По итогам января-сентября 2020 г. в стране было зарегистрировано на 868, или 10,5%, юридических лиц и 4632, или 12,2%, ИП меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Однако если в первом полугодии малый бизнес мог рассчитывать хоть на какую-то поддержку, то теперь, судя по риторике первых лиц, ждать особо нечего, поскольку предприниматели становятся для правительства козлом отпущения за непрекращающийся общественный протест.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by