Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проблемы и решения
05.07.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Частный бизнес: искусственные барьеры против финансовых гарантий

В сети государственных аптек, аптечных пунктов, киосков сейчас, действительно, много неразрешенных проблем, в том числе их убыточность...

В сети государственных аптек, аптечных пунктов, киосков сейчас, действительно, много неразрешенных проблем, в том числе их убыточность. Однако вопрос, поднимаемый в нашей статье "Минздрав ограничивает открытие аптек", касается иных аспектов.

Не будем повторяться и перечислять все несоответствия обсуждаемого 5-го пункта приказа Минздрава N 366, устанавливающего "радиусы обслуживания" для открытия аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков, законодательству нашей республики. И это, поверьте, не только наше мнение. Так, в ответе департамента антимонопольной и ценовой политики Минэкономики, направленном Белорусскому союзу налогоплательщиков, сказано, что "...условия, закрепленные отдельными пунктами приказа Министерства здравоохранения N 366, можно рассматривать как создание искусственных барьеров для вхождения других хозяйствующих субъектов на данный рынок. В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.15 Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" содержание отдельных пунктов приказа можно квалифицировать как стремление органа государственного управления, каким является Министерство здравоохранения, исключить или ограничить доступ на товарный рынок других хозяйствующих субъектов или необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов, в данном случае аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков и т.д..". В связи с этим департамент направил в Минздрав предложение привести приказ N 366 (в частности, п.5) в соответствие с законодательством Республики Беларусь.

Нужно ли говорить, что наше согласие либо несогласие с требованиями Закона никоим образом не должно выражаться в их игнорировании и невыполнении?

Теперь хотелось бы подробнее остановиться на отличиях государственных аптек от частных. Не секрет, что РУП "Фармация" обязано обслуживать, в первую очередь, льготную категорию населения, отпускать лекарства по бесплатным и льготным рецептам и т.д. Частный же аптечный бизнес, безусловно, на себя этих функций не возлагает. На первый взгляд, это ставит государственные субъекты хозяйствования фармацевтического профиля в невыгодное положение. Но давайте подойдем к этой проблеме с другой стороны.

Государственные аптечные учреждения входят в систему Министерства здравоохранения -- главного республиканского органа, который обязан заботиться о здоровье населения. Для выполнения этой задачи государство взимает налоги и сборы как с граждан, так и с субъектов предпринимательской деятельности, о чем свидетельствует ст. 15 Закона "О здравоохранении", где предусмотрено на медико-санитарную помощь населению расходовать ежегодно не менее 10% национального дохода.

Источниками финансовых поступлений на охрану здоровья являются: средства государственного бюджета; часть внебюджетных средств местных Советов народных депутатов, в том числе штрафы за нарушение санитарных норм и правил; добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и отдельных граждан, а также юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства; средства, полученные в результате удовлетворения исков органов здравоохранения к предприятиям, учреждениям, организациям по возмещению расходов на оздоровительные мероприятия в случаях аварий или нарушений технологических процессов, повлекших ухудшение либо потерю здоровья граждан; доходы от хозрасчетной деятельности учреждений здравоохранения, в том числе платных медицинских услуг, не включенных в финансируемые государством программы здравоохранения; фонды медицинского страхования; иные источники, не запрещенные действующим на территории Республики Беларусь законодательством".

Как видим, на здравоохранение в нашей республике должно выделяться не менее 10% национального дохода! Более того, согласно пункту 3.6. постановления Совета Министров от 2001-08-13 г. N 1192 "О концепции лекарственного обеспечения Республики Беларусь" местные исполнительные и распорядительные органы обязаны не допускать возникновения задолженности перед аптеками за отпущенные бесплатно и на льготных условиях лекарственные средства.

Если бы частные аптеки финансировались бюджетом так же, как и аптеки РУП "Фармация", тогда, безусловно, можно было бы говорить о социальной направленности их работы. Но не надо забывать: чтобы Министерство здравоохранения могло содержать убыточные сельские и производственные аптеки, субъекты хозяйствования, в том числе и негосударственный "аптечный бизнес", вносят свою лепту в виде уплаты налогов! И если финансовое обеспечение аптечной сети Минздрава гарантировано государством, то таких гарантий для частников просто не существует. Что же касается открытия частных производственных аптек, то пункт 3,5 указанного выше правительственного постановления четко выражает политику государства в отношении такого рода фармацевтической деятельности. "В целях совершенствования деятельности аптечных организаций, связанной с реализацией лекарственных средств, необходимо: перевести большинство аптек, осуществляющих изготовление лекарств, в аптеки готовых лекарственных форм". Так что этот вопрос урегулирован государством, и на наш взгляд, совершенно разумно. Абсолютно согласны с требованиями Минздрава относительно санитарного режима аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков к ассортименту реализуемой фармацевтической продукции и изделий медицинского назначения. Все это необходимо для обеспечения безопасности, но причем тут "радиусы обслуживания"?

Напомним: главной задачей Министерства здравоохранения, этого органа государственного управления, является забота о здоровье населения, а не развитие собственного бизнеса. Пусть каждый занимается своим делом. Чем больше субъектов хозяйствования в одной отрасли экономики, тем строже будут требования потребителя, тем выше станут критерии работы конкурентов. Тогда выиграет тот, у кого продукция лучше и дешевле.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений