$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЧАСТНУЮ ИНИЦИАТИВУ — В НУЖНОЕ РУСЛО

12.06.2007

Направить частную инициативу в сферу производства и в малые города намерено правительство. Проект указа Президента, который предоставит льготы производителям импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, планируется рассмотреть на этой неделе на совещании с участием главы государства.

«Сложившаяся в нашей стране отраслевая и территориальная структура малого предпринимательства не вполне отвечает современным приоритетам», — пояснил необходимость изменений председатель Совета по развитию предпринимательства в РБ, министр статистики и анализа Владимир ЗИНОВСКИЙ в ходе очередного заседания Совета.

Пока, как уточнил заместитель директора департамента по предпринимательству Минэкономики Евгений СЕМЕНОВ, «специальных мер для стимулирования этого сектора не было предусмотрено. Он развивался в рамках общих мер поддержки, форм, методов и т. д.». Отсюда и результат — 40% малых предприятий и 80% ИП заняты в торговле.

Принимаемые и разрабатываемые в настоящее время меры государственного регулирования должны будут изменить отраслевую и территориальную структуру белорусского частного бизнеса. «ЭГ» уже писала о проекте указа «О мерах по стимулированию производства и реализации отдельных товаров» (см. № 16 за 2007 г.). Этот документ обещает на 3 года освободить от уплаты налога на прибыль, налога с пользователей автомобильных дорог, сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей те предприятия, которые будут выпускать импортозамещающую продукцию по перечню. Перечень также должен быть утвержден указом. В нем легковые автомобили, автомагнитолы, плейеры, цифровые радиоприемники, CD-магнитолы, решетки для гриля, бритвы и лезвия, посудомоечные машины и др. Правда, такое производство должно быть фактически единственным видом деятельности для предприятия. Льготы можно получить, если выручка от него составляет не менее 90%. Продлить действие льгот на 2 года можно будет, если экспортировать не менее 50% производимой продукции.

Подтолкнуть развитие предпринимательства в малых городах должна будет подписанная на прошлой неделе Президентом Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг., считают представители госорганов, курирующих предпринимательство. Документ предлагает освободить от налога на недвижимость, налога с пользователей автомобильных дорог, сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей и разрешить уплачивать налог на прибыль в размере 50% общеустановленной ставки. Правда, получатели этих льгот ограничены (перечислены в программе), и в большинстве своем это госпредприятия. Для оказания поддержки частному бизнесу программа предлагает разработать ряд нормативных документов.

Существенным подспорьем для развития бизнеса можно считать Указ Президента от 1.06.2007 № 296, который вносит изменения в Указ от 28.03.2006 № 182, считает Е.Семенов. По его словам, документ позволит оказывать финансовую поддержку малому предпринимательству в рамках соответствующих госпрограмм. Также он даст возможность финансово поддержать деятельность гарантийных фондов, которые, в свою очередь, должны стать опорой для развития предпринимательства в регионе (такие учреждения уже есть в Гродненской и Брестской областях).

Похоже, однако, что отечественные стратеги экономического развития частного сектора не считают, что вышеописанных мер для бурного развития предпринимательства достаточно. Во всяком случае, «ЭГ» известно о том, что существовали еще два проекта нормативных документов, которые должны были дать толчок ускоренному развитию предпринимательства. Один из них предлагал максимально льготные условия работы и регистрации частных предприятий в сельских населенных пунктах. Второй — льготные условия кредитования частного бизнеса. Прорабатывалась также возможность принятия нормативного документа, разрешающего продавать убыточные государственные предприятия, как имущественные комплексы по цене равной 20% балансовой стоимости (по аналогии с продажей колхозов по Указу от 19.03.2004 № 138). К сожалению, вышеперечисленные предложения поддержки тех, кто принимает решения, не получили. Думается, что такая ситуация может свидетельствовать о том, что государство уже начинает понимать как важно в полной мере задействовать потенциал частного сектора, но еще не «созрело» для того, чтобы признаться в этом.

В то же время ситуация в стране такова, что подталкивает к необходимости развивать те сектора, где эффективность производства выше. Как подчеркнул в ходе заседания зам. главы департамента по предпринимательству, по многим показателям, малые частные «идут» выше среднестрановых показателей (например, при росте объемов промышленного производства в целом по республике на 11%, этот сектор дал прирост 25%).

Не нравится государству и увлеченность частников-торговцев импортом. «В основном имеет место торговля не отечественными, а импортными товарами, что фактически означает поддержку зарубежных производителей», считает глава Совета. По его мнению, «огромнейшее отрицательное» сальдо (связанное с энергетическим импортом) требует от отечественных субъектов не просто сравнять темпы роста экспорта и импорта или добиться превышения первого над вторым на 5%. Экспорт должен расти гораздо быстрее, сказал В.Зиновский. На это нацелена вся экономика, этого будет требовать государство и от частного сектора. По словам министра, такая задача поставлена «на самом высоком уровне». Что характерно, на этом уровне имеется распоряжение спросить и у самих предпринимателей-экспортеров, что им мешает добиваться поставленных задач. Как пояснил В.Зиновский, семинары-совещания с участием представителей бизнеса Совет уже провел в Минске, Могилеве (см. «ЭГ» №№ ). Очередное заседание «Роль предпринимательства в развитии экспорта и импортозамещения прошло в Бресте.

В.Зиновский пояснил, то участники предыдущих встреч среди факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в сфере производства, называли в первую очередь «сложность формирования собственной производственной базы». По словам предпринимателей, бюрократически сложная и длительная процедура приватизации объектов государственной собственности, их неоправданно высокая стоимость вынуждает основную массу субъектов частного сектора арендовать помещения. Высокая стоимость аренды, ее привязка к евро повышают издержки и делают товары и услуги неконкурентоспособными. Арендуя помещение, предприниматель никогда не уверен в своем завтрашнем дне, и это тоже сдерживает его инвестиционную активность. Особую актуальность в последнее время приобрела проблема доступа предпринимателей к сырьевым ресурсам. В.Зиновский это объяснил «нарастанием темпов экономической активности» и восстановлением «системы распределения посредством выделения фондов на министерства». «Поскольку малое предприятие не имеет ведомственной подчиненности, то обеспечение их ресурсами осуществляется по остаточному принципу», констатировал он. Все это придает функционированию производственного бизнеса определенную неустойчивость и непредсказуемость», считает министр. Серьезной проблемой остается множество бюрократических барьеров и процедур в хозяйственной деятельности, действующие процедуры в области освоения новой продукции, подтверждение факта ее собственного производства, обоснование и регистрация цены, характеризуются многоступенчатостью и необоснованно высокой продолжительностью, считает В.Зиновский. Те помехи для развития производственного предпринимательства, о которых говорили брестские экспортеры, так или иначе? касались всех выше перечисленных проблем.

Валентина ВЕШТОРТ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях