$

2.1058 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Частник не любит отечественные овощи?

27.07.2007

Следить за тем, как в отечественных магазинах продаются белорусские консервы, должно Министерство торговли, считают в концерне «Белгоспищепром». Плохой маркетинг и предпочтение импорта частными торговцами, по мнению руководства концерна, главные причины «непродаваемости» наших плодоовощных консервов.

Минторг не досмотрел

«Мы проверили 70 минских магазинов на наличие у них продукции Витебского плодоовощного комбината — она была только в 15», — сказал в беседе с корреспондентом «ЭГ» начальник управления координации и развития алкогольной, плодоовощной и крахмалопаточной отраслей концерна «Белгоспище — пром» Виктор Клыпа.

По его словам, частные магазины неохотно размещают на своих прилавках белорусские плодоовощные консервы, а если они и есть, то далеко не на самых выгодных местах. В областных центрах доля импортной продукции у частников достигает 85%. В Минске этот показатель чуть ниже — 77%. В то же время в украинских магазинах импортных продуктов не больше 3-5%, привел он пример для подражания.

Концерн тем не менее не намерен использовать незаконные методы резервирования для своей продукции наиболее выгодных мест на прилавках. Однако «Белгоспище — пром» намерен требовать от Министерства торговли более пристального контроля за процессом реализации консервов отечественного производства, сказал В. Клыпа.

По данным первого заместителя председателя концерна «Белгоспищепром» Анатолия Филонова, приведенным им на заседании Президиума Совета Министров в мае этого года, годовая потребность Беларуси в плодоовощных консервах составляет 413 млн. условных банок (муб). В связи с тем, что примерно половина этой потребности обеспечивается импортной продукцией, А. Филонов предложил ограничить ее приток за счет введения сезонных таможенных пошлин на потребительские товары.

По мнению В. Клыпы, этот способ защиты внутреннего рынка более приемлем, чем квотирование импорта консервов. «Квотировать сегодня нельзя — надо конкурировать», — считает он.

Если бы были деньги…

Денег в отрасли много, но они на складах, в виде «осевшей» готовой продукции. Ее объем по состоянию на 1 июля 2007 г. составил 75,3 муб, что сравнимо с запасами июня этого года. Сократить их, несмотря на «разнос», учиненный премьер-министром Сергеем Сидорским, деятельности концерна «Белгоспищепром» по итогам работы за 5 месяцев, предприятиям отрасли не удалось. Запасы готовой продукции, которые образовались на складах консервных заводов, по данным Министерства статистики и анализа, превышают среднемесячный объем производства в 4,1 раза. При этом их доля во всем объеме запасов консервной продукции составила 82,3%. Отметим, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года запасы плодоовощных консервов уменьшились на 22%. За период с января по июль текущего года было произведено 98,3 муб плодоовощных консервов. Как отмечает Минстат, это на 0,2% больше, чем в прошлом году. Но успехом это не назовешь.

«Пора у себя в стране начать производить консервы. Контракты на миллионы заключают, а свои консервы сделать не можем», — сказал тогда С. Сидорский. По словам В. Клыпы, соотношение импортных и отечественных консервов примерно 50: 50.

Значительную долю импорта плодоовощных консервов в Беларусь составляют соки. В первую очередь, это соки из цитрусовых культур, которые невозможно заменить отечественными аналогами. По информации В. Клыпы, годовой объем импорта соков в Беларусь составляет 200 муб.

Специалист отмечает, что эту цифру можно было бы сократить, если бы были деньги на закупку и внедрение технологий по изготовлению соков из закупленного за рубежом концентрата. Однако инвесторов, готовых вложить достаточные средства в переориентацию мощностей, пока не очень много.

Дешево и сердито

В. Клыпа отметил, что по качеству белорусская продукция ничуть не уступает зарубежным аналогам. Кроме того, пенять консервным заводам на плохо развитый ассортимент сегодня уже никто не может. На данный момент белорусские предприятия производят более 70 наименований плодоовощных консервов, поясняют в концерне. По данным начальника отдела технологий консервирования пищевых продуктов научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию Людмилы Павловской, ассортимент, разработанный и опробованный белорусскими заводами в сотрудничестве с учеными, сегодня может достигать 200 наименований.

По цене белорусские консервы также более конкурентны, чем зарубежные аналоги. По словам В. Клыпы, те наименования консервов, которые относятся к категории детского питания, имеют 10-процентную торговую скидку как социально значимый товар. Правительство ограничило уровень рентабельности производства плодоовощных консервов планкой в 15%, но, по признанию В. Клыпы, предприятия отрасли до нее не дотягивают.

На данный момент, по информации Л. Павловской, закончено техническое перевооружение трех крупных заводов, занимающихся производством детского питания, — соответствующего цеха на Витебском плодоовощном комбинате, Малоритского плодоовощного комбината и Клецкого консервного завода. На этих предприятиях белорусские ученые в связке с производителями отрабатывали «малейшие инновации, взятые с западных аналогов». Как отметила Л. Павловская, техперевооружение помогает заводам выйти на мировой уровень.

Согласно Программе развития производства плодоовощных консервов в Республике Беларусь на 2006-2010 годы на ближайшую пятилетку запланировано развитие 9 базовых производств плодоовощных консервов. Кроме того, за этот период планируется провести реконструкцию и техперевооружение еще на 21 предприятии. Специалист отметил, что данная работа будет производиться как за счет собственных средств, так и за счет кредитов. Размер кредитов на проведение реконструкции, согласно Программе, составляет 1,7498 млн. USD.

Александр СЕРЖАНОВИЧ