$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

29.04.2011

Поставки чая в Беларусь в прошлом году импортеры увеличили на 13,5%, до 5 032 т, на сумму 45,4 млн. USD. В частности, ООО «ЭНЕРГИЯ» (Солигорск) — представитель компании Ahmad Tea в Беларуси — сумела нарастить поставки на 28%. По оценке руководителя службы маркетинга компании Людмилы САВЧУК, нынешняя динамика спроса позволяет надеяться, что в этом году потребление чая вернется на докризисный уровень. Поставщикам остается сформировать адекватное предложение.

— Людмила, какой была динамика поставок чая вашей компанией за последние два года? Что происходило с ценой закупок в 2010 г.? Ваш прогноз на 2011 г.

— Мы постоянно увеличиваем свою долю на рынке, но в определенном сегменте. Он сформирован консерваторами, лояльными к торговой марке. Преимущественно это женщины, которые ценят традиции, привержены классическим вкусам и требуют высокого качества продуктов среднего и выше среднего ценового предложения. Так что достичь, например, 20% в общем импорте чая, вряд ли возможно. Конечно, было бы очень хорошо, если бы каждый пятый покупатель выбирал именно Ahmad Tea. Но для этого нужно быть гурманом, настоящим ценителем. Однако чай в Беларуси все равно останется одним из самых дешевых напитков.

Цены на чай росли и будут продолжать расти, несмотря на значительный прирост производства в Китае и Индии. Это связано с улучшением экономической и социальной среды в тех странах, где произрастает чай, и значительным ростом внутреннего потребления его в них и вообще в Африке и Азии. На этом фоне весьма странным выглядит желание некоторых белорусских чиновников заменить чай напитками на основе местных трав. Такой перегиб импортозамещения выглядят утопически. В СНГ доля рынка травяных чаев, по самым оптимистичным оценкам, не превышает 1% всего потребления чая.

— По каким критериям формируется «чайный портфель» вашей компании?

— Критерий один — качественный продукт, необходимый покупателям. Наша торговая марка известна в 50 странах мира, в т.ч. в СНГ она на протяжении многих лет — бесспорный лидер. Так, например, в Беларуси, Молдове и Украине марка Ahmad Tea заняла первые места по потребительским предпочтениям по итогам 2010 г.

Мы постоянно следим за тенденциями, спросом и оставляем востребованный ассортимент, вводим новинки (чайные напитки Herbal Tea, коллекция Ahmad Tea Contemporary). Были и неудачные опыты. Например, предложение в 2008 г. смеси черного и зеленого чая Green Tea Special и цейлонского чая с кардамоном Ceylon Cardamon не было принято, и они выведены из продуктового портфеля.

— Совпадают ли сегодня предпочтения белорусских потребителей и возможности импортеров?

— Предпочтения самые разные — от неимоверных смесей до классических вкусов. Но теперь настолько огромен ассортимент, что каждый может выбрать то, что ему нравится. В последнее время наблюдается тенденция увеличения спроса на чай с ароматическими и фруктово-ягодными добавками. Сохраняется преобладание спроса на черный чай, а вот на зеленый бум прошел. Люди употребляют именно то, что им нравится, а не то, что модно.

После образования Таможенного союза возможности импортеров чая, конечно же, увеличились, но усилились и угрозы расширения черного рынка. Ведь основной импорт шел из России. Теперь число поставщиков может вырасти, а конкуренция между ними обостриться. Так как мы единственные на территории РБ уполномочены производителем принимать претензии по качеству (к радости, пока таковых нет) и занимаемся обеспечением и обслуживанием торговых предприятий чаем Ahmad Tea, то нам легче выявить серых поставщиков и появление поддельной продукции, выпущенной под этой маркой.

— В каких регионах вы предпочитаете закупать чай и почему?

— Мы всегда отдавали предпочтение странам традиционного производства, где соблюдаются высокие качественные характеристики конечного продукта, — Цейлон, Индия, Великобритания. В последние годы мы не наблюдаем роста спроса на традиционный индийский чай. В 2009 г. начали поставки из Польши (где фасуется чай из немецкого сырья по заказу и под надзором Ahmad Tea Ltd., серия Herbal Tea), в 2011 г. — небольшую линейку новой серии Contemporary, сделанной с учетом тенденций современного чайного искусства и расфасованной на фабрике Ahmad Tea, расположенной в России.