$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЦЕНЫ: ОТ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ К СВОБОДЕ И ОБРАТНО

03.06.2011

Особое внимание специалистов привлекла секция «Цены» практической конференции «Актуальные вопросы бухгалтерского учета, ценообразования и налогообложения», организованной ООО «Юрспектр» с участием представителей Минфина, Минэкономики и МНС. Это естественно: если население озабочено ростом цен больше, чем любыми другими проблемами, то для менеджеров и бухгалтеров правильный расчет и обоснование цен вновь становятся чрезвычайно актуальными задачами.

Во исполнение Директивы № 4 и в соответствии с Указом Президента от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ № 72) были отменены Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 183 (далее — Инструкция № 183), и ряд отраслевых документов в сфере ценообразования. Однако долгожданная свобода совпала (а по мнению некоторых, — обернулась) с бурным ростом цен и инфляцией. Вместе с тем многие экономисты, привыкшие работать исключительно по инструкциям и предписаниям, не в состоянии самостоятельно принимать обоснованные решения.

Объясняя ситуацию, директор Департамента ценовой политики Минэкономики Игорь ФОМИН напомнил на конференции, что во исполнение Указа № 72 было принято постановление Совмина от 14.04.2011 № 495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 495). Им утверждены 4 отдельных перечня товаров, работ и услуг, цены на которые государство оставляет под своим контролем.

И. Фомин считает, что Указ № 72 явился правопреемником Указа от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь». Впрочем, в отличие от своего предшественника, в котором видное место занимали запреты и санкции за их нарушение, Указ № 72, наоборот, содержит различные послабления, включая неприменение мер административной ответственности за несоблюдение предельных индексов, отсутствие регистрации цен и экономических расчетов (калькуляции), кроме регулируемых цен.

Однако, по мнению сотрудников Минэкономики, у государства сохраняется немало возможностей для регулирования процесса ценообразования, в т.ч. на уровне международных договоров. Например, сообщил И.Фомин, ст.17 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, заключенного в Москве 9.12.2010 г. между Беларусью, Казахстаном и Россией (см. «ЭГ» № 39, с. 2–12 Информбанка), в исключительных случаях допускается введение сторонами государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии. К таким случаям относятся чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, соображения национальной безопасности при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции. В качестве временной меры стороны могут вводить государственное ценовое регулирование на некоторые виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок в порядке, предусмотренном законодательством сторон, на срок не более 90 дней по каждому товару в течение одного года. Продление этого срока может осуществляться по согласованию с Комиссией Таможенного союза. Положения этой статьи не применяются к государственному ценовому регулированию на услуги, включая услуги субъектов естественных монополий, к сфере государственных закупочных и товарных интервенций, а также в отношении ряда товаров, перечисленных в приложении к Соглашению. Теперь белорусские власти использовали эту возможность: постановлением Совмина от 28.05.2011 № 676 Минэкономики разрешается вводить временное регулирование цен сроком до 90 дней на 13 групп потребительских товаров. К ним отнесены: рыба живая, свежемороженая (кроме деликатесных), сельдь соленая, сыры из коровьего молока твердые и мягкие, перловая, ячневая, овсяная крупы, овсяные хлопья без вкусовых и иных добавок, свежие огурцы, помидоры, яблоки, бананы, лимоны и апельсины, кофе и чай, поваренная пищевая соль (кроме пищевой морской соли), субпродукты из говядины и свинины I и II категории, из мяса кур и цыплят, вареные колбасы, сосиски, кровяные и ливерные колбасы, синтетические моющие средства. Кроме того, до 1 июля текущего года цены (тарифы) на социально значимые товары (работы, услуги), определенные постановлением № 495, не могут повышаться и превышать уровень, утвержденный по состоянию на 28.05.2011 г. субъектами хозяйствования, производящими (оказывающими) и (или) реализующими эти товары (работы, услуги). В свою очередь, Минэкономики постановлением от 28.05.2011 № 79 ограничивает торговые надбавки при реализации социально значимых товаров, цены на которые разрешено регулировать в течение 90 дней.

Плоды либерализации

Деятельность контролеров–ценовиков сегодня ограничена только плановыми проверками субъектов хозяйствования, а также мониторингом, особенно в отношении товаров, на которые наблюдается ажиотажный спрос. При этом, по словам И. Фомина, не исключено, что придется расширить сферу применения постановления № 495, добавив в него товарные позиции, при формировании цен на которые субъекты хозяйствования еще не готовы к самостоятельности (что и сделано постановлением № 676). Глава департамента отметил, что сегодня субъекты хозяйствования при формировании цен часто закладывают в них неоправданно высокие девальвационные и валютные риски. Например, результаты мониторингов показывают, что в различных магазинах одни и те же товары можно купить по разным ценам. Что предосудительного находят в этом ценовики, не совсем ясно. Но, видимо, такое рыночное разнообразие, по их мнению, недопустимо. И.Фомин признал, что нынешнее положение с ценами является следствием нестабильной ситуации на валютном рынке и ряда других причин. Поэтому, полагает он, именно сейчас следует усилить контроль за ними со стороны государства — в рамках действующего законодательства. Правда, последнее сегодня несколько сдерживает возможности проверяющих: Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» позволяет назначать внеплановые проверки лишь по поручениям Президента страны и Президиума Совмина, да и то по ограниченному кругу оснований.

Но одно из них, по мнению И.Фомина, сегодня как раз имеет место: необоснованное повышение цен грозит подрывом стабильности в обществе. В планах министерства — создание единого органа ценовой политики и упразднение существующих отделов при исполкомах.

Ограничения торговых надбавок на социально значимые товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Мингорисполкомом в соответствии с постановлением № 495, по мнению И. Фомина, недостаточно для сдерживания цен. Ведь в результате отмены ограничений на оптовые надбавки и обязательности составления экономических обоснований импортеры при одинаковом уровне контрактных цен формируют свои цены по-разному, учитывая различные курсы пересчета валюты в рубли, причем нередко с необоснованно большим, по мнению чиновников, запасом. Поэтому Минэкономики намерено проводить экспертные оценки и мониторинги ценообразования таких предприятий.

Один из факторов нынешнего повышения цен на продовольственные товары — диспаритет цен в приграничных районах, что побуждает правительство к действиям. Так, с 12 мая вступило в силу постановление Совмина от 12.05.2011 № 601 «О некоторых мерах по обеспечению внутреннего рынка потребительскими товарами», обязывающее Минэкономики совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом обеспечить мониторинг отпускных и розничных цен на потребительские товары, принимать меры по выявлению и пресечению фактов их необоснованного увеличения, осуществлять государственный контроль за деятельностью организаций и ИП, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, субъектов естественных монополий и в целях исключения неорганизованного вывоза товаров из республики принимать меры по недопущению ценового диспаритета. И. Фомин отметил, что это не возврат к жесткому регулированию, а временная мера по защите потребителя.
 
Если сегодня практически на все виды отечественной водки установлены фиксированные розничные цены, а на остальную алкогольную продукцию крепостью свыше 28% цена формируется с учетом конъюнктуры рынка, но не ниже предельных минимальных отпускных цен, то с 15.06.2011 г. вступит в силу постановление Минэкономики от 31.03.2011 № 49, согласно которому цены на алкогольные напитки крепостью свыше 28% (в т.ч. импортные), перечисленные в приложениях к этому документу, и спирт этиловый из пищевого сырья будут устанавливаться вторым способом. Фиксированных розничных цен на эти напитки больше не будет. Цены на них можно будет формировать самостоятельно, но не ниже предельных минимальных. А с 1 января 2012 г. и этот элемент госрегулирования должен быть отменен, заявил И. Фомин.

Глава департамента считает, что целью бизнеса является эффективная, прибыльная работа, но и потребитель должен иметь право выбора. Он призвал всех участников рынка к учету взаимных интересов, к цивилизованным взаимоотношениям, повышению культуры ценообразования на свои товары, работы и услуги. В то же время И.Фомин одним из путей выхода из сложившейся ситуации видит усиление роли государства в процессах ценообразования. Правда, цены, в т.ч. регулируемые, будут расти из-за девальвации, увеличения затрат предприятий и подорожания ресурсов. Средств на дотации в целях компенсации этих расходов у государства нет. Остается вернуться к мерам регулирования. В качестве примера успешного вмешательства государства в процесс ценообразования была приведена ситуация, когда было отменено решение концерна Белтопгаз о повышении цен на его продукцию. Теперь этот концерн декларирует цены на нее.

Охота на монополистов

В соответствии с Указом № 72 Минэкономики поручено регулировать цены на товары (работы, услуги) организаций-монополистов. Механизмы такого регулирования определены постановлением Минэкономики от 28.06.2007 № 121. Сегодня департамент занимается выявлением таких предприятий и экспертизой их цен. Заместитель начальника отдела методологии, анализа и прогнозирования цен Департамента ценовой политики Минэкономики Людмила КАЗЕКО отметила, что нередко монополистов можно найти и без мониторинга. Информацию о них сообщают организации, недовольные высокими ценами своих поставщиков, прося включить их в сферу госрегулирования как монополистов. Теперь же, как сообщила Л. Казеко, в Указ № 510 будут внесены изменения, позволяющие проводить экстренные проверки субъектов хозяйствования на предмет соблюдения антимонопольного законодательства с целью пресечения монопольных сговоров. Также есть предложения изменить критерии отнесения к организациям-монополистам. Таким образом, те, кто еще вчера таковыми не считались, завтра могут оказаться в их числе.

Теперь стало ясно, что такой механизм воздействия, как установление предельных уровней рентабельности, предусмотренное постановлением Совмина 27.02.2003 № 273, не слишком эффективен, поскольку затраты и импортные составляющие у всех различны. Взамен Минэкономики собирается заключать с монополистами соглашения о предельном повышении цен в течение года. Применение нормативов рентабельности будет дифференцировано в разрезе отдельных наименований товарных позиций, по которым они включены в государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, с соблюдением утвержденного предельного уровня рентабельности и субъектов естественных монополий. Кроме того, будут использоваться и такие методы регулирования цен монополистов, как декларирование и регистрация цен.

Основа основ

Экономические обоснования цен, согласно действующему законодательству, обязательны только в отношении товаров и услуг, на которые сохраняется госрегулирование. Но, по мнению Л.Казеко, они необходимы и при свободном ценообразовании — для эффективного бизнес-планирования и управления. Кроме того, в договоры по требованию покупателя и по соглашению сторон можно включить условие о предоставлении экономических обоснований цен (калькуляций). А при проведении товарообменных операций, заявила Л. Казеко, экономические обоснования цен по-прежнему необходимы, поскольку это предусмотрено в действующем постановлении Совмина от 24.03.1999 № 405 «О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций».

Еще один рычаг регулирования процессов ценообразования дает государству ведомственная подчиненность: министерства и концерны должны осуществлять методологическое руководство в этой сфере в отношении подведомственных организаций.

Иные экономисты жалуются сегодня на нормативный вакуум в сфере ценообразования, возникший в связи с отменой Инструкции № 183 и Основных положений по составу затрат. Л. Казеко советует им продолжать формировать цены по-прежнему, используя в качестве калькуляционных статей положения ст.13 НК. Зато для товаров, цены на которые регулируются Минэкономики, скоро выйдет новая инструкция. Остальные, если пожелают, смогут воспользоваться ее нормами как рекомендательными. Кстати, министерством могут утверждаться особенности регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги), цены на которые им не регулируются. Кроме того, внести ясность должны и отраслевые документы, создаваемые с учетом изменений законодательства, носящие рекомендательный характер и не регистрируемые в НРПА, например, Методические рекомендации по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, утв. приказом Минпрома от 31.12.2010 № 881. Заметим, правда, что текст этого документа найти пока затруднительно.

Видимо, методы, применяемые в мировой практике и описанные в различных пособиях по менеджменту, в Беларуси приживутся не скоро.

Елена ПАНОВА,
аудитор

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях