$

2.1329 руб.

2.4253 руб.

Р (100)

3.1894 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Цены и ценности

01.04.2008

Бороться с ценами можно бесконечно долго и упорно. Все зависит от целей экономической политики. Если придерживаться свободного рынка, лучше с ними вообще не бороться, не трогать их. В том числе никого не субсидировать, даже если улицы будут забиты протестующим электоратом.

Леонид ЗАИКО, обозреватель «ЭГ»

Для малой открытой экономики правило № 1 — цены не выбирают, они «назначаются» внешними рынками. Если же вводятся собственные, то все последующие искажения в них и в издержках будут «посылать» настолько неверные сигналы, что предприятия зайдут в тупик. И все пойдет по кругу: корректировка — управление — искажения — диспропорции — корректировка…

Цены на товары определяются и корректируются внешними рынками. Тарифы на услуги изменяются по собственному сценарию. Внутри страны — достаточно независимо, пока не возникает заметный разрыв с региональными аналогами. Скажем, если малярные работы в России или Украине станут в 2 раза дороже, то половина маляров уедет работать в эти страны. Что, собственно, уже и происходит по некоторым категориям работников.

Наши ценности просты. Прежде всего, это надежность экономического механизма, на основе которой строится политика повышения доходов и уровня жизни. В этой связи рост цен на товары и услуги есть не что иное, как подрыв движения в заданном направлении, а их стабильность и предсказуемость — индикатор зрелости действий правительства. Что уже имеет место, но далеко не всегда.

Существенным показателем темпов и качества экономического развития республики является динамика экспортных цен на ее продукцию. Статистика говорит, что на товары они в 2007 г. были выше цен предшествующего года (на мировом рынке в долларовом эквиваленте) на 16,8%. Подчеркнем — в мировой конкурентной борьбе цены на отечественную продукцию росли именно такими темпами. Естественно, на столько же они могли увеличиться и на внутреннем рынке. Получилось — на 12,1%.

Вторая «измерительная линейка» — российские цены на белорусские товары. В 2007 г. россияне покупали их на 17,4% дороже (в долларовом эквиваленте), чем год назад.

Таким образом, наш микроанализ дает основания утверждать, что основные конкурентные на внешних рынках товарные группы за год возросли в цене примерно на 17%. Объективно и уровень внутренней инфляции должен быть в пределах этой цифры. И если она оказалась меньше — значит, мы ее притормаживали.

Цены производителей промышленной продукции (группа инвестиционных товаров) превзошли уровень 2006 г. на 16%, что практически совпадает с динамикой внешних цен, на которые теперь субъекты хозяйствования вынуждены ориентироваться в силу глобализации рынка. Следовательно, и здесь мы вписываемся в региональные тенденции.

Лидеры ценовой гонки нынешнего года представлены на нижеследующей диаграмме (см. печатную версию "ЭГ").

Как видим, больше всего подорожали растительное масло и овощи, молоко и молочные продукты. При этом цены на молоко и мясо поднялись как на внешних рынках, так и на внутреннем. Пришлось перераспределять «молочные реки», хотя импортеры не обиделись. Особенно японцы, которые вторыми после россиян пристрастились пить белорусское молоко.

Что касается рынка непродовольственных товаров, то он был приструнен. Дело в том, что степень открытости этой группы товаров выше. Треть всех продаж — импорт, поэтому высоко цены подниматься не могли. Китайские и иные конкуренты производят «бюджетные» обувь, одежду и иные товары. Однако некоторые подорожали. Печатные издания — на 12%, бензин — на 14,5, моющие средства — на 11,7%. Почти на 10 пунктов поднялись в цене далеко небезвредные табачные изделия.

Впрочем, для основной массы населения куда важнее расходы на коммунальные нужды. Как говорится, на жизнь. И в этом деле тарифы преуспели, что следует из следующей диаграммы (см. печатную версию "ЭГ").

Да, россияне с их газом просто портят настроение простым белорусам. Добывают его по 15 USD за 1000 м3, а с нас берут по 119 USD. Не рады такой обдираловке и братья-украинцы. Но платить приходится. К тому же стоимость и внутренних услуг по газоснабжению возросла. «Газпром» свои тарифы поднял на 19%, а мы ухнули 90,6%. Какая «государственная мудрость» ценовой политики заложена в этом решении?

Опять же — дети. За что они стали нам на 41,3% дороже в малом дошкольном возрасте? Не в них ли традиционная ценность белорусов? Или так надо было поздравить пап и мам с Днем защитника Отечества и Днем женщин?

Почти не скажется на большинстве населения удорожание санаторных услуг. Оно туда просто не ездит, поскольку там все уже так дорого, что на удовольствия не хватает зла.

На четверть подорожали услуги ЖКХ — терпеть можно. Хотя почти 19-процентный прирост цены на воду удивителен. Не им ли «водомейкеры» намерены компенсировать снижение расходов домашних хозяйств по причине установки счетчиков? Мы им, так сказать, счетчики, они нам — «веселые» тарифы.

Впрочем, хорошо, что цены и тарифы не стоят на точке замерзания. Как и вся глобальная экономика и мир потребления, мы движемся «по возрастающей». Именно по этой причине надо быть экономными. Всегда и во всем. В этом основная ценность нашей жизни в XXI веке.