Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЦЕНТРЫ ПОДДЕРЖКИ САМИХ СЕБЯ?

Утвержденная недавно правительством Программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2004г. (постановление N846) в качестве одного из условий для развития бизнеса в стране называет совершенствование деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в частности дальнейшее развитие и создание новых региональных центров поддержки (ЦПП) и инкубаторов малого бизнеса...

Утвержденная недавно правительством Программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2004г. (постановление N846) в качестве одного из условий для развития бизнеса в стране называет совершенствование деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в частности дальнейшее развитие и создание новых региональных центров поддержки (ЦПП) и инкубаторов малого бизнеса. Опыт уже действующих структур показывает, что они всё более становятся центрами поддержки самих себя и вынуждены заниматься больше выживанием, нежели развитием.

У ЦПП, коих насчитывается в стране более сорока и главное предназначение которых - экономическая и организационная поддержка субъектов малого бизнеса, сегодня у самих трудностей не меньше, чем у предпринимателей, которым они призваны помогать.

Финансовой помощи от государства ЦПП практически не получают - госпрограмма поддержки малого предпринимательства не финансируется уже несколько лет. В нынешнем году на совершенствование работы центров, а также инкубаторов малого бизнеса (их девять) из местных бюджетов упомянутым документом предусмотрено всего 239,9 млн. руб. Даже если предположить, что средства будут направлены лишь на уже действующие объекты инфраструктуры, то каждый получит чуть более 4 млн. руб. Едва ли этого хватит даже на выплату зарплаты работникам ЦПП.

Между тем хорошо зарабатывать на предоставляемых центрами услугах (информационных, консультационных, маркетинговых, финансовых и т.д.) сегодня вряд ли возможно. Начинающие предприниматели, как правило, не имеют достаточных средств для того, чтобы платить серьезные деньги за консультации и бизнес-планы, а твердо стоящим на ногах бизнесменам информация для начинающих вроде как и ни к чему, поведал "НЭГ" один из бывших руководителей ЦПП. К тому же бизнес-среда в стране, к сожалению, отнюдь не способствует предпринимательской активности. Вместо ожидаемого роста юридических лиц и "индивидуалов" наблюдается их сокращение, следовательно, и потенциальных клиентов у ЦПП становится меньше.

Раньше некоторые центры могли более-менее нормально существовать за счет привлечения иностранных грантов, однако в последнее время такая практика почти  прекратилась из-за чиновничьих препон. Иными словами, в чистом виде ЦПП сегодня выжить не в состоянии, а потому большинство подобных центров работают, как правило, на базе других организаций. Поддержка начинающего бизнеса для них как гуманитарная помощь.

В качестве примера "выживаемости" можно привести центр поддержки предпринимательства УП "Витебский центр маркетинга", победивший в республиканском конкурсе "Лучший предприниматель" по итогам 2003г. Организация существует с 1997г. и является дочерним предприятием Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен при МИД. Статус ЦПП был присвоен ей в 2000г.

Возможность познакомиться с ним поближе корреспонденту "НЭГ" представилась во время проходившей 15-17 июля 4-й республиканской выставки-ярмарки "Малый бизнес в фестивальном Витебске", организованной УП "Витебский центр маркетинга". Работа здесь поставлена достаточно профессионально. Как рассказал замдиректора Геннадий Прокофьев, предприятие работает по семи направлениям, среди которых организационно-выставочная и рекламно-издательская деятельность, обучение, подбор кадров, инвестиционная деятельность. В штате центра работает 8 человек, остальные привлекаются по мере необходимости по договорам подряда.

- До распада Советского Союза моя супруга работала первым секретарем обкома комсомола, а потом какое-то время возглавляла отдел международных связей Витебского горисполкома, - вспоминает Геннадий Николаевич. - Я руководил небольшой фирмой и зарабатывал деньги на разнице цен. Думал заняться чем-то серьезным. Мы решили объединить свои усилия. Выбирали тематику долго. В итоге остановились на маркетинге, поскольку это перспективное направление. Власти помогли с помещением и техникой, благо у жены сохранились связи. Она и возглавила предприятие. На первых порах проводили обучающие и информационные мероприятия для руководителей и специалистов малого бизнеса. Потом постепенно начали маркетинговый продукт нарабатывать. В 1998г. выпустили первый справочник о производителях товаров и услуг Витебской области. Через три года - еще один, в котором собрали информацию о 1,5 тыс. реально работающих предприятий региона. Сейчас к печати готовится уже 3-е издание. Параллельно идет работа над формированием базы данных предприятий Витебской области, которая включает 10 тыс. субъектов. Кроме того, издаем информационно-рекламные справочники, буклеты и книги.

Одно из основных направлений Центра - выставочная деятельность. В частности, организация отраслевых и универсальных выставок в Витебском регионе, коллективных выездов предприятий на выставки-ярмарки. "У нас наработано более 10 тем. Если лет пять назад нам приходилось буквально уламывать предпринимателей поучаствовать в том или ином мероприятии, то сейчас они просятся сами. Иногда приходится отказывать, потому что мест на всех не хватает", - говорит Г.Прокофьев.

Центр является государственной структурой, но форма собственности в данном случае - вопрос не принципиальный, утверждает он. Основная масса клиентов представляет частный бизнес. Хотя поначалу многие относились к этому скептически.

- Мы достаточно свободны в своих действиях, делаем то, что нравится. Государственная "крыша", может быть, в какой-то степени позволяет чувствовать себя спокойнее. Концепция нашего центра - работа с предпринимательством в широком смысле слова, то есть с предприимчивыми людьми в бизнесе. Прибыль мы получаем, налоги платим. Доказываем свою эффективность на деле. Недавно получили статус базового центра поддержки в регионе. Директор Центра  входит в состав комиссии по предпринимательству Витебского облисполкома. По просьбе властей мы пишем планы для чиновников по развитию предпринимательства в регионе, включаем туда и свои проекты. То есть административный ресурс можно тоже использовать во благо.

По словам Г.Прокофьева, предприятие стремится постоянно модифицировать свой бизнес и не останавливаться на достигнутом. Центр является учредителем газеты "Гостиный двор", которая специализируется по нескольким направлениям: поддержка малого и среднего бизнеса, трудоустройство специалистов и подбор кадров. Два сотрудника обзванивают каждый вторник предприятия и опрашивают их на наличие вакансий, которые публикуются в газете. За полгода таким образом было трудоустроено более 1 тыс. человек. "Такого результата нет даже у городского центра занятости с куда большим штатом сотрудников", - не без гордости замечает Г.Прокофьев.

При центре существует также кадровое агентство, которое работает по мере поступления заявок. В основном запросы исходят от минских бизнесменов, намеревающихся перевести производство в Витебскую область, и россиян. Например, в подмосковном Воскресенске витебскими кадрами Центр укомплектовал мебельную фабрику, начиная от гендиректора и заканчивая рабочими специальностями. Сейчас россияне высказывают намерение построить предприятие в витебском регионе.

Однако даже такая разносторонняя деятельность Центра, судя по всему, не всегда приносит устойчивый доход. По словам Г.Прокофьева, когда у предприятия в силу различных причин нет прибыли, спокойно пережить это время позволяет доход от сдачи в аренду площадей предпринимателям в торговом центре "Пассаж", который в свое время Центр отреставрировал и привел в порядок:
КСТАТИ

В настоящее время департамент по предпринимательству Минэкономики в рамках реализации пункта 11 Комплекса мер по стимулированию развития предпринимательства и дополнительному созданию объектов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства (утв. постановлением Совмина от 2003-12-24г. № 1685) сформировал перечень неэффективно работающих предприятий и предприятий, подлежащих реструктуризации (реорганизации), которые предлагаются для создания на их базе объектов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства (инкубаторы малого бизнеса, инновационные центры и др.).

С учетом предложений облисполкомов, Мингорисполкома, а также заинтересованности руководства субъектов хозяйствования в создании на базе их предприятий объектов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства отобрано 5 предприятий в разрезе областей. В Брестской области - РУПП "Брестский машиностроительный завод", в Витебской - дошкольное учреждение № 38, в Гродненской - РУП "Завод "Оптик", в Могилевской - РУПП "Бобруйскагромаш" и городское коммунальное УП "Могилевский деревообрабатывающий завод".

Роль создаваемых объектов инфраструктуры в региональном развитии - в привлечении в производственный процесс неиспользуемых, неэффективно используемых площадей, создании конкурентоспособных организаций, привлекательных для инвесторов, создании новых рабочих мест для трудоустройства высвобождаемых квалифицированных работников на малых предприятиях, информирует пресс-служба Минэкономики. Что получится из этой идеи, покажет время. Только думается, что без денег (будь это гранты международных организаций или субсидии белорусского бюджета, заинтересованного в развитии малого бизнеса) любая, даже самая хорошая идея может погибнуть.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений