$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

Централизованное тестирование и белорусский язык

04.09.2007

На заседании 28 августа 2007 г. Конституционный Суд (далее — КС) принял ряд решений, направленных на совершенствование действующего законодательства и обеспечение прав граждан.

В частности, КС высказал свою позицию по вопросу отсутствия бланков для централизованного тестирования на белорусском языке. В предложении, направленном в адрес Совета Министров, КС предложил рассмотреть вопрос о внесении в Положение о порядке организации и проведения централизованного тестирования (утверждено постановлением Совмина от 6.06.2006 № 714) изменений, которые предоставят в равной мере возможность гражданам на всех этапах тестирования пользоваться как русским, так и белорусским языком.

КС рассмотрел вопрос конституционности решения Гродненского горисполкома от 19.06.2002 г., которым утверждено Положение о порядке учета жителей г. Гродно, желающих вступить в кооператив по строительству и эксплуатации гаражей для хранения транспортных средств, организации и деятельности этих кооперативов. В решении КС указал, что данное решение горисполкома основано на нормах Примерного устава кооператива по строительству и эксплуатации открытых стоянок или гаражей для хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам, утв. постановлением Совета Министров от 5.08.1977 г., а также согласуется с соответствующими нормами Гражданского кодекса.

Одновременно при вынесении решения КС проанализировал Примерный устав и указал, что его отдельные положения устарели, их следует привести в соответствие с действующим законодательством.

В связи с обращением Министерства экономики КС высказал свою правовую позицию по поводу отнесения аренды и банковских операций к услугам, а недвижимости — к товарам при осуществлении закупок предприятиями. Проанализировав термины «товар», «услуга» для целей осуществления закупок, КС отметил, что в гражданском законодательстве определение таких понятий отсутствует. В таможенном и налоговом законодательстве термин «товар» используется в различных значениях. КС высказал мнение, что для правильного исполнения законодательства о закупках целесообразно закрепить ряд терминов, используемых в данной сфере. При этом обращено внимание на то, что в утратившем силу постановлении Совета Министров от 19.05.2003 № 652 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг» раскрывались такие термины, как «товары», «работа», «услуга».

Также КС рассмотрел обращение по вопросу взыскания с граждан расходов на обучение в учреждении образования, осуществляющем подготовку офицерских кадров. Анализ законодательства по этому вопросу показал, что, в отличие от учреждений образования Министерства внутренних дел и Министерства по чрезвычайным ситуациям, вопросы порядка возмещения расходов на обучение в учреждениях образования, осуществляющих подготовку офицерских кадров для Министерства обороны и Комитета государственной безопасности, в законодательстве не определены. При этом суды при разрешении дел руководствуются общим законодательством о порядке расчетов средств, подлежащих возмещению в республиканский или местные бюджеты молодыми специалистами, не отработавшими установленный срок работы по распределению. По мнению КС, данный пробел необходимо устранить принятием специального акта по этому вопросу.

Людмила МУРАШКО, начальник отдела обращений
и международных связей Конституционного Суда