$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ЦЕНТР ТРЕБУЕТ ВНИМАНИЯ©

20.09.2013

Проводимые в связи принятием Указа от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» мероприятия не обошли Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС). Его статус был снижен, все работники лишились статуса госслужащих, а их зарплата значительно уменьшена.

Валерий КУДАШОВ, доктор экономических наук, профессор

Юрий НЕЧЕПУРЕНКО, кандидат химических наук, изобретатель

К 1 января 2014 г. планируется сократить численность работников НЦИС на 25%. В результате он вряд ли сможет в полной мере выполнять свои нынешние функции. Между тем наметившийся в последнее время массовый отток высококвалифицированных специалистов, особенно в области технических и естественных наук, правоведения и экономики может в дальнейшем негативно сказаться на функционировании всей национальной системы интеллектуальной собственности.

Анализируя историю работы белорусского патентного ведомства за последние годы, следует признать, что понижение его статуса с самостоятельного госкомитета, которым он был до 2001 г., до подразделения Государственного комитета по науке и технологиям себя не оправдало. НЦИС как орган управления интеллектуальной собственностью — это специфическое государственное учреждение, которое работает на нужды всех отраслей экономики. Основная миссия центра — законодательное и нормативно-методическое обеспечение охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, стимулирование развития и актуализации творчества, участие совместно с другими государственными структурами в разработке механизма введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, международное сотрудничество и обеспечение выполнения международных обязательств Беларуси, относящихся к его компетенции. Создание эффективной, дееспособной системы интеллектуальной собственности, как показывает мировая практика, обеспечивает и стимулирует экономический, социальный и культурный рост. Руководители правительств стран — членов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), признавая ценность системы интеллектуальной собственности, относят ее к таким же жизненно важным учреждениям, как суды, полиция, таможня.

Понижение статуса НЦИС свидетельствует о недооценке роли и места национального ведомства интеллектуальной собственности в социально-экономическом развитии страны. В придачу центр располагается в старом пожароопасном здании, построенном в 50-х годах, которое требует капремонта.

За 20 лет существования патентного ведомства усилиями его руководителей удалось создать уникальный высококвалифицированный коллектив специалистов. Каждый из них — это своего рода штучный товар, потеря которого очень дорого обойдется республике. Достаточно отметить, что после 2004 г. в Беларуси не подготовлено ни одного патентоведа с дипломом государственного образца. НЦИС удалось своими силами, а также с помощью Роспатента, Европейского и Евразийского патентных ведомств и при содействии ВОИС собрать и подготовить квалифицированные кадры. Национальная патентная система последние годы демонстрировала динамичное развитие и требует все новых и новых высококвалифицированных экспертов в целях сокращения сроков рассмотрения заявок на выдачу охранных документов (экспертиза товарных знаков в настоящее время занимает около 3 лет, в то время как в ведущих патентных ведомствах — 1,5–2 года). Поэтому сокращение кадров в НЦИС — это уменьшение объемов выполняемых работ и поступлений патентных пошлин, прежде всего валюты.

Мы полагаем, что в сложившейся ситуации необходимо придать НЦИС статус независимого органа управления (центра или агентства) при правительстве. В целях сохранения численности и решения проблемы зарплаты перевести НЦИС на самофинансирование, источником которого станут пошлины и сборы, получаемые за проведение экспертиз и выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности. При этом следует разрешить НЦИС по согласованию с Минфином формировать свое штатное расписание исходя из внутренних потребностей, направлять получаемые доходы на выплату зарплаты и укрепление материально-технической базы, включая строительство нового офисного здания, соответствующего современным требованиям.

Напомним, что бурное развитие экономик многих стран в немалой степени обязано эффективно работающим национальным системам охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. В нашей стране за последние 20 лет такая система тоже прошла значительный путь становления и развития. Эксперты НЦИС рассмотрели около 43 тыс. заявок на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений и топологий интегральных микросхем, более 159 тыс. заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания. В государственном реестре зарегистрировано и выдано по национальной процедуре более 71 тыс. охранных документов (патентов и свидетельств) на объекты промышленной собственности, зарегистрировано по международной процедуре более 93 тыс. товарных знаков и знаков обслуживания. В патентном ведомстве зарегистрировано также более 6,7 тыс. лицензионных договоров и договоров уступки прав.

По количеству патентов на изобретения, выданных резидентам в расчете на 1 млн. населения, Беларусь имеет показатели, сравнимые с Канадой, Израилем, Бельгией, и значительно превосходит Венгрию, Чехию, Украину, Румынию, страны Балтии и ряд других государств. По количеству заявок на регистрацию товарных знаков за последние 4 года мы опережаем Венгрию, а по международной системе регистрации имеем показатели, близкие к Польше и Чехии.

За выполнение юридически значимых действий, связанных с получением охранных документов, НЦИС взимает патентные пошлины, которые перечисляет в бюджет. В 2011 г. эти поступления составили в эквиваленте 23,5 млрд. Br, в 2012 г. — 47,3 млрд. Br, при этом 93% — в валюте. Доля расходов на содержание Центра составила за последние 2 года около 33% поступивших пошлин. Это весьма скромный показатель: в мировой практике такие расходы достигают до 75 до 100% получаемых патентных пошлин. Неудивительно, что Великобритания, Франция, Украина, Казахстан, Молдова, Литва, Латвия и некоторые другие страны перевели свои ведомства по интеллектуальной собственности на самофинансирование за счет поступающих пошлин и сборов.

Беларусь является участницей 17 международных договоров в сфере интеллектуальной собственности, администрируемых ВОИС. Сотрудники центра достойно представляют интересы страны в ВОИС, участвуют в ее ассамблеях и конференциях, неоднократно избирались в ее руководящие органы. Руководители ВОИС, в свою очередь, регулярно посещают нашу страну и отмечают прогресс в развитии национальной системы охраны прав интеллектуальной собственности.

Объявив в качестве приоритета инновационный путь развития, правительство республики приняло Стратегию в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 2.03.2012 № 205, основная роль в реализации которой отводится коллективу НЦИС.

Еще одна приоритетная задача — вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) — потребует приведения национального законодательства и ряда процедур в соответствие с Соглашением о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Эти вопросы также неизбежно окажутся в сфере компетенции НЦИС, но их в состоянии решить только высококвалифицированные специалисты. Терять их ради не столь уж значительной экономии бюджетных средств — не по-хозяйски.